КОРНИ


В последние годы имя это вновь стало весьма популярным.

Стараниями средств массовой информации Павел Полуботок вошел в нашу повседневность, как расхожая тема для пересудов и слухов самого разного свойства. Кто только не выступал по поводу Полуботка и его наследства!… Даже дети дошкольного возраста, наслушавшись по радио и от взрослых досужих измышлений, легко отвечают на вопрос:

– Кто такой Полуботок?
– А, это тот, кто в Англию деньги отвез, и теперь мы их не можем обратно получить…

Такой вот незамысловатой схемой исчерпывается историческое знание не одних дошкольников. Массовое сознание связало воедино понятия Полуботок и золото, гетманское наследство и лондонский банк. Стереотип устойчивый и достаточно широко распространенный.

И это при том, что реальная историческая наука располагает достаточно серьезными исследованиями о Полуботке.
Впрочем, когда речь идет о несметных богатствах, когда блеск сокровищ слепит глаза, какая может быть наука?
С другой стороны, и в самом деле – вклад-то был тайным, не предназначенным для того, чтобы его исследовали историки, совсем напротив, логика вещей предполагает его сокрытие от посторонних взоров…

Как бы там ни было, но именно историки прошлого помогут нам ближе познакомиться с самим Павлом Полуботком, помогут лучше узнать подробности его жизни, понять логику его поступков.

В середине ХIХ века выдающийся российский историк Николай Костомаров посвятил Полуботку целую монографию. Это глубокое и, как все книги Костомарова, увлекательное чтение.



Вот какими словами начинает историк свое исследование: «Вопрос о родовом происхождении замечательной в истории Малороссии личности всегда представляет затруднение к ответу: демократический строй казацкого общества не допускал ни родовых отличий, ни фамильного чванства. Люди достигали высоких должностей не по преимуществам породы, а по личным заслугами и по выбору громады; простой казак при умении, дарованиях и счастливом сочетании обстоятельств жизни мог достигнуть чина полковника или генерального старшины».

Не станем вдаваться в детальный разбор столь возвышенного вступления и углубляться в спор относительно «уменья и счастливого сочетанья обстоятельств жизни», которые якобы гарантировали простому казаку успешное продвижение по иерархической лестнице вплоть до чина полковника. Тут следует учитывать то обстоятельство, что Костомаров писал свое сочинение в атмосфере общества, являвшего собой полную противоположность казацкой вольницы, и потому наделял исследуемую эпоху и героя качествами несколько идеализированными.

При этом необходимо подчеркнуть, что и в самом деле казацкое общество ХVI—XVII веков, о котором рассуждал Костомаров, строилось на принципах несравненно более демократичных, нежели российская монархия образца середины века ХІХ-го. Историк умный и глубокий, чтящий объективность и аргументированность как кредо, демократ и патриот, Костомаров не мог не воспользоваться случаем, чтобы отраженно не высказать своего отношения к построенному на сословном наследовании, на подкупе и фаворитстве, на лицемерии и фамильном чванстве обществу самодержавной России. Имеющие уши всегда умели слышать не только сказанное, но и подразумевающееся. И выбор темы, и угол рассмотрения ее в рамках совершенно определенного исторического отрезка – все это составляющие позиции историка.

Для нас важнее всего то, в данном вступлении, что Костомаров задает тон отношения к рассматриваемой фигуре: «Замечательная в истории Малороссии личность».

Добавим – не только замечательная, но и легендарная. Помимо всех прочих легенд, связанных с именем Полуботка, на легенде строится и предположительная дата его рождения. Документов, связанных с церковными записями не смогли обнаружить до сих пор. И потому ориентировочно нам рекомендуют считать годом рождения Павла Полуботка год от Рождения Христова 1660. Причем выводят год рождения чисто гипотетически – двадцать лет назад от женитьбы и рождения первого ребенка.

Известно, что женился Полуботок на родной племяннице гетмана Самойловича в 1680 году весьма молодым казаком. Вот и считайте сами. Может ему было семнадцать лет – хлопец он был дородный и справный, вполне пригодный для женитьбы. А может быть и двадцать три ему исполнилось ко времени вступления в брак. Так или иначе, в среднем приходится, что родился наш герой где-то около 1660 года. Место его рождения также не установлено. Им может быть или Чернигов, или Переяслав, (где отец его позже был полковником), а может, и любое другое более скромное местечко в украинских землях.

Тут уместно будет рассказать и такую, всплывшую в процессе розыска, историю.

Уж не знаю, насколько она верна, но рассказывали так: уже в ХХ веке, в тридцатые годы, в период повсеместного разорения церквей один из жителей села Рябцево Стародубского района (а это как раз земли Полуботков, вы помните, где съезд наследников проходил?) некто Буховец выкрал из местной церкви старинную записную книгу и похвалялся ею перед жителями этой же деревни Полуботками (фамилия, кстати, весьма в тех краях распространенная). Не только похвалялся, но и предлагал ее купить за немалые по тем временам деньги, соблазняя тем, что, мол, содержание этой книги, факты в ней хранящиеся, могут принести владельцам капитал гораздо более солидный. Что там было записано? Где эта книга? Куда занесли ее ветры исторические и воля людская? Нет пока ответов на эти вопросы. Вполне возможно, что она исчезла в омуте человеческого страха, темноты или равнодушия, что постигла ее судьба многих, очень многих исторических документов, безвозвратно канувших в лету, отсутствие которых и порождает легенды на месте исторических фактов. Но не исключено и то, что до сего дня лежит она у кого-нибудь в старом сундуке, в погребе или на чердаке, забытая, покрытая пылью и плесенью. Лежит, ждет своего часа – чтобы осветить своим свидетельством еще один кусочек нашего общего прошлого, нашей истории. Может быть, выплывет она из сумрака забвения в один прекрасный день и хрусткими своими страницами, исписанными желтовато-коричневой вязью приходских хроник пополнит ваши знания. И дату рождения представит точную, и место, и обстоятельства, и имена назовет сопутствующие.

Известный историк Украины В. Моздалевский, по крупицам собирая данные для своего «Родословника Малороссийского», опирался исключительно на достоверные свидетельства – акты, записи, хроники. И лишь по ним составлял картины родов и семей. В четвертом томе этого бесценного труда, напечатанном в 1908 году (пятый так и остался в рукописи), начало рода Полуботков ведется с Еремея Полуботка, которому в 1619 году был выделен участок для дома в Чернигове, даны права на лов зверя и рыбы, на господарство. Документ, подписанный могущественным Толстым, свидетельствует о том, что Еремей Полуботок весьма отличился в ратных делах и по заслугам был награжден. Был он знатным войсковым товарищем, то есть заметно выделялся из общей казацкой массы и удаль в походах, личная храбрость и умения (прав Костомаров!) были вознаграждены вполне оправданно. Рачительность Полуботка богатства его стала приумножать. Прикупались земли, ставились мельницы, полнились закрома.

Этот Еремей Полуботок приходится родным прадедом нашему герою, до рождения которого еще, впрочем, полвека.
В какое удивительное время получил Еремей Полуботок от польского короля Казимира



шляхетство и герб, а от российского престола привилегии на дом, охоту и рыбную ловлю в Чернигове!
Года не случалось такого, чтобы не велась война на территории Украины или с участием украинского войска. В постоянных баталиях мужала и крепла войсковая самостоятельность казацкого общества. Выдающийся историк Украины, профессор Михаил Грушевский писал: «…Участие польского правительства в московских делах так называемого смутного времени, потребовавшее больших военных сил и затянувшееся в долгую хроническую войну, заставляло его в значительной степени смотреть сквозь пальцы на казачество, так как оно постоянно нуждалось в нем для этой войны, и многочисленные постановления сейма против казацких своеволий издавались больше для успокоения шляхты украинских земель, сильно терпевшей от казаков».

Они действительно хозяйничали как дома в шляхетских имениях, ссылаясь на надобности войска в припасах и амуниции для королевской службы. Судебные акты наполнены жалобами шляхты на казацкие своевольства и поборы: с другой стороны слышим о частых нападениях казаков на татарские и турецкие владения. Не довольствуясь сухопутными походами на Крым и турецкие города на северном берегу Черного моря, казаки пускаются на своих утлых ладьях – чайках – в далекие морские экспедиции, с невероятной отвагой и пренебрежением к опасностям.

В народной украинской поэзии сохранились чрезвычайно живые картины этих опасностей, которым подвергались казацкие экскурсии:

«На Чорному морі, на білому камені,
Ясненький сокіл жалібно квилить – проквиляє,
Смутно себе має, на Чорне море спильна поглядає,
що на Чорному морі недобре ся починає:
Що на небі усі звізди потьмарило,
Половину місяця в хмари вступило,
А із низу буйний вітер повіває,
А по Чорному морю супротивна хвиля вставає,
Судна казацькі на три части розбиває.
Одну часть взяло – в землю Агарську занесло,
Другу часть гирло Дунайське пожерло,
А третя де ся має – в Чорному морю потопає”.


Первые десятилетия XVII века были героическою эпохою этих морских подходов, когда казаки держали в страже все Черное море. «Окуривая мушкетным дымом» стены Константинополя и Синопа, они заставили дрожать того самого султана, перед которым дрожала Польша, да и остальная Европа. (Это ему и писали письмо казаки, изображенные кистью Ильи Репина). В 1614 году они разрушили Синоп, и сожгли его цейхгауз, причинив убытки на 40 миллионов. В начале 1615 года они на восьмидесяти ладьях напали на окрестности Константинополя, сожгли гавани Мизевны и Архиока, безнаказанно опустошили местности и ушли, а когда турецкий флот нагнал их около устья Дуная, смело бросились на турецкие корабли, овладели ими и сожгли в виду Очакова. Турки отомстили, выслав татар на Волынь и Подолье, но турецкий флот, отправленный против самих казаков, был разбит ими в Днепровском лимане, причем казаки взяли больше десятка больших галер и множество более мелких судов, а вслед за тем напали и сожгли Кафу, и т.д. и т.п.».

Вместе с военными подвигами, Украина росла и крепла духовно. В Киеве, именно в 1615 году, было основано братство, преобразовавшееся в духовную коллегию, которая через десятки лет станет академией. Гетман Сагайдачный, многоопытный и хитрый политик, сумел воспользоваться проездом из Москвы иерусалимского патриарха Феофана, чтобы восстановить украинскую православную иерархию. Феофаном были рукоположены в сан митрополит Киевский и несколько епископов. Такое самоволие, без разрешения польского короля восстановление православной иерархии было шагом очень смелым даже и при покровительстве казацкого общества. И это воодушевляло народ украинский. Время укрепления веры в собственные силы рождало героев. В большой плеяде таковых, несомненно, достойное место занял и Еремей Полуботок, у которого к тому времени было уже три сына – Алексей, Федор и Артемий.

В Российском же государстве взошел на престол Михаил Федорович Романов, сын Федора Никитича Романова (в монашестве Филарета). Тем самым был положен конец раздиравшим страну смутам начала века: Годуновы, Лжедмитрии, Шуйские растворились в потоке времени, схлынула кроваво-темная волна вражды и соперничества.



Михаил Федорович на тридцать три года воссел на трон, положив начало корню дома Романовых, который прославится именем Петра I и не пресечется уже до последнего самодержца Российского, протянувшись на триста лет и три года.

В одни и те же годы вступают на подмостки истории предки Полуботка и Петра. Нам столько раз еще придется упоминать эти имена вместе, что невольно приходит желание и в этом историческом совпадении усмотреть нечто очень знаменательное. Действительно, может ли быть случайным такое количество совпадений, которое выпадет на долю наших героев, Петра и Павла, их предков, их судеб?

Кто знает…

Но вернемся от метафизики к истории.

Именно в эти самые годы, когда Еремей Полуботок получает право на участок для дома в Чернигове, а Михаил Романов укрепляется на троне Российском, в Европе идет тридцатилетняя война в Германии, в которую втянуты Дания, Швеция, Богемия, Австрия.
Кроме того, повсюду жарко пылают костры инквизиции. Кардинал Роберто Беллармино, прославившийся казнью над упорным и нераскаявшимся еретиком Бруно, подготавливает процесс Галилея, который неопровержимо обосновывает верность Коперниковой гелиоцентрической системы, но благоразумно отрекается.
Кеплер выводит математические законы движения планет.
В Испании умирает, обессмертив себя созданием образа Рыцаря благородного идальго Дон Кихота Сервантес ди Сааведра.
А во Франции рождается Пьер Корнель.
На свой славный и долгий путь придворного живописца становится великий Веласкес.
В Риме заканчивается сооружение собора святого Петра.
Папа Григорий ХV совсем скоро канонизирует основателя ордена иезуитов Игнатия Лойолу, умершего полвека назад здесь же в вечном городе.
В Антверпене Питер Пауль Рубенс пишет портрет Генриха IV, созерцающего портрет Марии Медичи.
Антонис Ван Дейк запечатлевает самодовольного Карла I, чья трагическая судьба еще никому не ведома.
Там же в Англии Вильям Шекспир, переселившись в свой родной Страдфорд, спокойно заканчивает дни свои в уединении, оставив всем последующим поколениям возвышенную радость узнавания мира его трагедий, мира его театра.

Представляется крайне важным знать и учитывать все историческое полотно жизни эпохи – для того, чтобы верно чувствовать и понимать героев времени, чтобы видеть их в объеме общечеловеческого развития. Конечно, Еремей Полуботок не знал, о том, что один из идеологов завоевания дикого континента Америки его современник конкистадор Симон де Вальялобос призывал своих воинов: «Убивая и увеча людей, мы должны делать это в защиту веры, во имя господа нашего Иисуса Христа, чтобы, служа ему копьем и кинжалом, заслужить место в раю».

Во все времена люди по-разному оценивали насилие и служение идее. Во всех землях были свои пророки и свои святые. И нельзя вне контекста истории понять и оценить действия отдельных людей, правителей или так называемых рядовых граждан. Кто-то еще на заре цивилизации мог видеть основу благополучия лишь в сильном владычестве, ни в грош не ценя жизнь человека, его счастье и благополучие. А кто-то основою человеческого сообщества предполагал его божественное, духовное начало и предназначение. На противостоянии плоти и духа, на борьбе материального и метафизического, быта и бессмертной души вырастало человечество с самых первых своих осознанных проявлений. И куда бы мы ни бросили взгляд – от Китая до Америки, от Египта до Огненной Земли – всюду найдем общие мотивы, общие механизмы развития.

И отдавая историческую дань воинству Христову, благословением католической церкви порабощавшему новые земли и материки, уничтожавшему «во имя веры и господа» целые народы, мы все-таки с истинным почтением и благоволением преклоняемся перед теми, кто в те же самые годы трудами своими возвеличивал бессмертие духа человеческого.

Джироламо Фрескобальди, органист-виртуоз и композитор, ученик славного Лудзаки из Феррары сочинял каприччио, ричеркары и величественный «Магнификат» – которые и по сей день способны наполнить душу человека радостью и гордостью.
Мадригалы Клаудио Монтеверди, руководителя капеллы собора Святого Марка в Венеции, пребудут в веках, обогатив человечество без разделения его на вероисповедания и расы.

Френсис Бэкон, Декарт, Кампанелла, Гоббс, Якоб Беме, Пьер Гассенди в эти же самые годы трудились беззаветно, отдавая свои жизни постижению истины. И без их вклада в науку, в философию, в человековедение невозможно представить развитие земной цивилизации.

Лишь приобщение к достижениям мировой мысли, мировой культуры могло и может способствовать возвышению отдельного народа, отдельной нации, лишь кровное единство с потоками общечеловеческого гуманистического самопознания дает основания для становления самобытной культуры…

Так уж исторически сложилось, что украинское общество формировалось на порубежье культур католической Европы и православной России. Основным проводником передовой мысли и достижений науки и культуры цивилизованной Европы для Украины была Польша, со шляхетством которой издавна роднилась и была связана социальная верхушка Украины. Духовное наследие, культурные традиции и Запада и Востока воспринимались в поднепровье и побужье, видоизменялись, становились собственными, переплавлялись в народной гуще в национальные. Строились имения и замки, писались портреты и книги, воспитывались новые поколения. Недаром именно по Украине просеялись и до сего дня плодоносят семена сложного, противоречивого трагического и неизбежного явления Унии. Впрочем, тема эта отдельная, специфическая и весьма объемная, чтобы в нее углубляться в пределах нашего исследования. (Диссертация Н. Костомарова, посвященная этому вопросу, напомним, в свое время была уничтожена из-за спорности взглядов и выводов).

Жила Украина, как ей Бог то начертал, страдала, цвела и плодоносила. Еремей Полуботок в браке с Анастасией Жихаровной имел трех сыновей. Алексей и Федор остались в тени для историков. Средний же сын, Артемий Полуботок, и жена его Фотина Прокоповна, почившая монахиней Елецкого Черниговского монастыря в 1698 году, стали родителями Леонтия Артемьича Полуботка, выросшего в удалого воина, Полковника Переяславского, умножившего славу предков, расширившего имения семьи воинскими подвигами и хозяйской хваткой. Именно ему, Леонтию Артемьичу Полуботку, Внуку Еремея, суждено было произвести на свет в счастливой своей семейной жизни с Евгенией Ивановной Костомахой наряду с четырьмя дочерями – Марией, Татьяной, Варварой и Марфой – сына, наследника, нареченного апостольским именем Павел.

Так явился на исторической сцене в украинских декорациях середины семнадцатого столетия наш герой – Павел Леонтьевич Полуботок.



О детских годах его, разумеется, никаких свидетельств не сохранилось. Но можно с уверенностью предполагать, что родители окружили сына, родившегося после четырех дочерей особой заботой и вниманием. Он был любимцем, он рос баловнем, ему многое прощалось. Его рождение, его имя – это его судьба.