Удел заступницы


Сплетение исторических неизбежностей напитывает корни Отечества столь великой энергией, что десятилетия и вереницы веков служат лишь подтверждением избранности, неслучайности и предопределенности стечения обстоятельств, ибо по величию духа отмеряются и страдания, и слава…

Люди делают историю.

История делает героев.

Зависть, интриги, кровь – родовые княжеские распри за многие поколения соткались в убийственное для всего уклада раздробление, обессиливание. Клятвопреступления, братоубийства, продажность источили, опустошили нравственные опоры души, но не сделались нормой потому, что всегда во все времена на фоне низости и тления, отчаяния и мрака порока горел и не угасал свет искренней чистой любви и веры – залог спасения и возрождения.

Удел

О светло светлая и украсно украшена земля Руськая! И многими красотами удивлена еси: озеры многыми удивлена еси, реками и кладязьми месточестьными, горами крутыми, холмы высокыми, дубравами чистыми, польми дивными, зверями различными, птицами бещислеными, городы великыми, селы дивными, винограды обителными, домы церьковными, и князьми грозными, бояры честными, вельможами многами. Всего еси исполнена земля Руская, о прававерная вера християньская! (Из Владимирской летописи).



Великая земля наша испокон веков давала миру героев славных, ставших опорой истории на самых невероятных ее изломах. Один и тот же избранник судьбы, назначенный владеть миром, с легкостью невероятной и размахом неудержимым мог ставить величественных идолов на священных языческих капищах, принося жертвы прадавним богам предков, и в тот же год свободно и безжалостно сносить их, ниспровергать, бросать в реку и на старом месте возводить храм новой обретенной веры, всех подданных в нее обратя.

Х век

Великим Равноапостольным высится на рубеже тысячелетий князь Владимир Киевский. Придя из данного отцом Новгорода с варягами на высокий берег Днепра, убив брата, Владимир принял правление Руси.



В его руках единовластных сходились все рычаги управления государством, простиравшимся от Балтики до Русского моря, от Карпат до Волги. Хитрость или прозорливость, дальновидность, предусмотрительность или торговый расчет русского самовластца привели к нему во дворец сестру византийских государей Константина и Василия Анну, а с ней – утверждение в новой вере, новый государственный уклад, новый путь. Гречанку Анну почитает церковная традиция как свет, принесенный от константинопольского алтаря на века в русскую землю, русскую душу.

Много жен кроме Анны было у названного в крещении Василием князя. Они ему родили двенадцать сыновей.

Извечные вотчины варягов в северо-восточных пределах владений Владимир отнял у своих учителей, посадив сынов по городам Руси. Именем варяга Тура названный город Туров отдал Святополку, Мстиславу – греческую Таматарху, которую наши летописцы именуют Тмутараканью, Всеволоду – Владимир Волынский, Святославу – древлянскую землю с Черниговом, Глебу – Муром. Вышеслава посадил в Новгороде, Изяслава – в Полоцке. Ярослав, который станет со временем Мудрым, получил Ростовское княженье. Но после смерти брата он переехал в Новгород, а Ростовский удел занял Борис. Упрочил Русь Владимир своими родными сыновьями, как частокол выставив по всем границам обширного владения, пока оставался единовластным князем-отцом, владыкой непререкаемым. Но и сам видел – вырастали владимировичи, росли и их притязания. Не могло быть мира и согласия даже между единокровными христианами-братьями-князьями, от разных матерей рожденных, разные уделы во владенье получивших.

Это наша история, и она не могла быть иной.

ХI век

К концу своего тридцатипятилетнего княженья отец шел войной на непокорного сына и убил бы его за ослушание – иным в научение. В загородном дворце своем в Берестове скончался князь Владимир, не избрав наследником никого из чад своих, бросил кормило государства на волю рока… Рок распорядился так, что усыновленный племянник Владимира Святополк завладел престолом. Святополк оставлен летописцами с клеймом – Окаянный. Он убил братьев своих Бориса, Глеба и Святослава, чтобы сесть на место отца в Киеве. Был ли он счастлив от этого – таков его удел.

Через четыре года после кончины Владимира битва на полях Альты двух многочисленных воинств – привлеченных Святополком польских дружин Болеслава Храброго и новгородских полков Ярослава Владимировича – была упорной и беспримерно жестокой. Братья бились насмерть за власть и справедливость, которую каждый понимал по-своему. Новгородцам было что отстаивать, и они одолели поляков, изгнали Святополка, который исчезнет с исторической сцены где-то в Богемских землях бесследно…

Тридцать пять лет предстояло княжить в Киеве и Ярославу Владимировичу. Много подвигов совершит он, одолеет в страшной битве хищных печенегов в поле под стенами Киева и возведет на месте битвы в ознаменование великой победы храм Софии, расширит и укрепит город, вырастит десятерых детей, из коих семеро – сыновья.

Много воевал, много строил, много читал князь, нареченный Мудрым.

Предчувствуя близость кончины, Ярослав созвал всех детей своих и стал наставлять их благоразумно, желая предупредить всякую распрю меж ними: «Скоро не будет меня на свете. Вы дети одного отца и матери должны не только называться братьями, но и сердечно любить друг друга. Знайте, что междоусобие, бедственное лично для вас, погубит славу и величие государства, основанного счастливыми трудами наших отцов и дедов. Мир и согласие ваше утвердят его могущество. Изяслав, старший брат, заступит мое место и сядет на престоле киевском; повинуйтесь ему, как вы отцу повиновались. Святославу даю Чернигов. Всеволоду Переяславль. Вячеславу Смоленск: каждый брат да будет доволен своею частию, или старший брат да судит вас как государь. Он защитит утесненного и накажет виновного» (Из «Русской правды» Ярослава). Не возражали дети против русской правды Ярослава. Они все тоже хотели согласия, но каждый – по-своему.

Верен, высок и благороден завет Ярослава, но исполнить его не были в силах ни родные дети мудрого князя, ни братья, ни племянники, ни многочисленные внуки-правнуки… И великого удивленья достойно то, что при всех чудовищных напастях, приглашениях иноземцев для войн с родичами, братоубийствах, ставших нормой, а клятвопреступлениях – обыденностью, земля наша выстояла, укрепилась, обрела свой непостижимо неповторимый дух.

После Изяслава и Всеволода пришло время Владимира владеть миром.

ХII век

От прадеда получил он звонкое славное имя, от отца с матерью прозвание – Мономах, что значит Единоборец. Он долго старался выполнять завет Ярослава Мудрого, не вмешивался в ожесточенную вражду своих братьев князей удельных. Хранил и пестовал собственный наследный Ярославов удел – Переяславль, Смоленск, Ростов, Суздаль, Белоозеро – княжество огромное в великом княжестве Киевском.

Когда озлобление и бессмысленные войны, вражда и кровь захлестывали Русь, князья съезжались для примирения в Любеч, Пересопницу, Киев, провозглашали торжественно братолюбие и со слезами на глазах целовали крест у алтаря в храме. Но зачастую уже на следующий день снова лилась братская кровь к радости хищников, и снова кто-то заявлял о своем недовольстве распределением уделов.

Двадцать лет Святополк-Михаил был великим князем. Мономах своими победами и усилиями по примирению поддерживал его. В 1113 году киевляне призвали на престол вместо умершего Святополка Владимира Единоборца. При корыстолюбивом Святополке (осталось записанным в хрониках) в городе безмерно расплодились жиды, которым князь покровительствовал и позволял грабить должников неумеренными ростами процентов. Горожане сразу после смерти князя, пользуясь временным безвластьем, как водится, разграбили и побили своих притеснителей. Усмирять их было уделом нового великого князя. Владимир, разобравшись в происходящем, в устав Ярославов включил новый закон о заимодавцах и расчетах.

Всего тринадцать лет, взошед на престол шестидесятилетним, правил великим княжеством Владимир Мономах. Однако и в гражданском строительстве, и в делах ратных преуспел много – по примеру славного предка своего для достижения воинской славы предпринял даже поход на Грецию, завоевав Фракию, отправил многочисленное войско с сыном своим Мстиславом к Адрианополю.





Византия не замедлила отреагировать на проявление русской решимости и власти. Жест Алексея Комнина был настолько выразительным, что помимо его императорской воли простер свое влияние и значение на многие века нашей истории. В Киев были присланы из Константинополя особые дары, а именно – крест животворящего древа, чаша сердоликовая Августа Кесаря, венец, златая цепь и бармы Константина Мономаха, деда Владимира. Шапка Мономаха, венец царский, корона первого царя Руси сделались залогом мира с Византией, символом могущества монарха и монархии, вожделенной целью для наследников.

Мономах писал в поучении детям своим: «Всех походов моих было 83, а других маловажных не упомню. Я заключил с половцами 19 мирных договоров, взял в плен более 100 их лучших князей и выпустил из неволи, а более 200 казнил и потопил в реках. Два раза буйвол метал меня на рогах, олень бодал, лось топтал ногами, вепрь сорвал меч с бедры моей, медведь прокусил седло. Сколько раз я падал с лошади! Но господь хранил меня. И вы, дети мои, не бойтесь смерти, ни битвы, ни зверей свирепых, но являйтесь мужами во всяком случае посланном от бога. Если провидение определит кому умереть, то не спасут его ни отец, ни мать, ни братья. Хранение божье надежнее человеческого». (Из «Поучения Владимира Мономаха»)

Было у Мономаха три жены, первая из которых – дочь английского короля Гаральда. Восемь сыновей оставил Единоборец. Наследный отцовский удел – княжество Ростовское с Суздалем и Владимиром на Клязьме – Мономах дал сыну своему Георгию, прозванному Долгоруким. Князь Юрий так отчаянно хотел владеть шапкой Мономаха, так завидовал своим братьям, сидевшим в Киеве, что в своих владениях наряду со старыми городами Рязанью, Муромом, Ярославлем ставил новые – Дмитров, Юрьев Польский, Коснятин, Москву, Звенигород. И местные реки называл привычными и милыми уху именами – Лыбедь, Трубеж, Ирпень, Почайна… Долгие годы добивался Ростово-Суздальский князь Юрий Долгорукий "великокняжеского Киевского стола", хотя прав на это не имел, так как был седьмым сыном Владимира Мономаха. "Юрий зачал строить в области своей... многие града, теми же имени, как на Руси суть, хотя тем утолить печаль свою, что лишился великого княжения Русского, и начал те града населять... в которые приходя множество болгар, мордвы, венгров, кроме русских селилось" (Из Владимирской летописи).

Было у Долгорукого одиннадцать сыновей. Они быстро росли и мужали. Каждому хотелось власти поболе, удела получше. Тесно становилось князьям в Руси, плодились потомки Рюрика, мельчали уделы, дробилась держава, ослабевала власть великого князя Киевского, множились и злодеяния, не прекращались братоубийственные распри. Изгнав брата, мечом взяв Киев, Юрий Долгорукий недолго пробыл великим князем Киевским. Его не любили подданные, и сыновья жили в атмосфере этой жгучей и опасной нелюбви народной. Подчинялись киевляне распоряжениям князя Георгия, но терпеливо ждали его смерти, знали, она не пропустит и Долгорукого. Дождавшись, не в Киеве похоронили своего князя-завоевателя, а в Берестове, ограбив при этом загородное имение, что звалось Раем, дворец и усадьбы воевод пришлых…

Как киевляне не любили Юрия Долгорукого, так сын князя Андрей Юрьевич не любил Киева. Андрею поначалу отдал отец Вышгород, а потом и все стародавнее, самое обширное из удельных владений, Ростовское княжество. Постоянная ложь, кровь братьев, измены и предательства, засилье чужеземцев при разборках – все это Киев в половине ХII столетия, пышная, ветхая, многократно своими же разоренная слава Руси, беспрестанно подвергающаяся половецким наездам и разграблениям.

Строить княжество по заветам деда и во граде его имени – Владимире Залесском – было уделом и призванием Андрея, прозванного Боголюбским.



Не спросясь отца, в лето 1155 он уехал из Вышгорода в Суздальские свои земли и взял с собою из храма старую икону, образ греческого письма, привезенный из Константинополя. Князь Андрей сумел в защищенной лесами от нашествий степняков Владимирской земле наладить мир. Он вернул строгое и разумное единовластие в своем княжестве. Не давал уделов сыновьям. Держал все в своих руках. И не было распрей в великом княжестве Владимиро-Суздальском. Уменье договориться с братьями и дядьями, племянниками и прочими искателями поживы – достоинство подлинного правителя, который знает во имя чего завоевывает Киев и отдает его брату, строит храмы в Суздале и Владимире, на берегах Нерли и в Боголюбове, знает, за что принимает мученическую смерть.

27 июня 1174 года люди из ближайшего окружения князя, под предводительством Кучковых, умертвили любимца княжеского Прокопия и самого Андрея Георгиевича изрубили мечами, отсекли правую руку и бросили истекать кровью. Малолетний брат Андрея Всеволод, которого со временем нарекут Всеволод Большое Гнездо, переживет всех своих братьев, единокровных внуков Мономаховых, и почти под самое татарское нашествие подведет огромный корабль великого княжества Владимирского, молясь во Владимирском Успенском соборе перед ликом Владимирской Божией Матери о ниспослании мира и процветания земле русской.

ХIII век

Но в веке тринадцатом, в расцвет завоеваний империи Тимуджина, для сохранения мира, сбережения хрупких связей-заветов предков Руси необходимо было чудо. И икона-заступница это чудо явила…

Заступница

I век

Владимирская икона Божией Матери, по преданию, была написана Евангелистом Лукой. По желанию благочестивых современников апостол изобразил кистью на доске лик Богоматери с Младенцем на руках. Когда иконописец принес эту и две другие иконы Богородице, Она повторила пророческие слова, сказанные праведной Елизавете: "Отныне ублажат Мя вси роди", – присовокупив, – "…благодать Родшагося от Мене и Моя да будет со святыми иконами".





На правой руке Божией Матери сидящий, прильнувший к ней Младенец. Богомладенец тесно прижался щекой к лицу Пресвятой Богородицы и обнимает ее за шею. Из-под покрова на голове Богородицы (мафория, или омофора) видна Его ручка. Левая ножка Спасителя чуть согнута и видна ступня (говорят "пяточка"), по которой и узнают Владимирскую икону. Левая рука на уровне груди чуть касается одеяния Спасителя. Образ Богоматери почти лишен движения: голова наклонена к Младенцу, руками Она поддерживает Иисуса Христа. Головы Богоматери и Младенца обращены друг к другу.

Владимирская икона Божьей матери – святыня, пришедшая в Россию из глубины веков. Она одна из тех, которые списывал Святой евангелист Лука с живой Богоматери. Писана же, как гласит предание, на доске того стола, за которым в юности Спасителя трапезовали Иисус Христос, Дева Мария и Иосиф Обручник. Она единственная икона в России, которая дошла до наших дней в первозданности. Это не список, не копия, а подлинная святыня, прошедшая сквозь два тысячелетия.

V век

До 450 г. икона пребывала в Иерусалиме, до XII века – в Царьграде (Константинополе), а далее ее судьба связана с Россией. Цареградский патриарх Лука Хризоверх отправляет святыню в Киев Юрию Владимировичу Долгорукому. Это было свидетельством признания утвердившегося на Руси христианства. Икону поставили у Днепра, в женском монастыре, в прежних владениях равноапостольной княгини Ольги – Вышгороде, который с 1155 года стал уделом князя Андрея Юрьевича Долгорукого. И был в том великий промысел Господа. Князь Андрей, как гласит летопись, был преданным почитателем Богородицы. При нем же и свершилось великое чудо: однажды икона оказалась повисшей в воздухе посреди храма именно в то время, когда князь собирался ехать на север, в землю Суздальскую, где хотел независимо от Киева основать новые свои владения. Чудо с иконою он растолковал как ниспосланное свыше одобрение плана и знак обязательного участия в нем святого образа. По дороге князь постоянно служил пред иконою молебны.

Во Владимире свершилось еще одно чудо – когда отряд князя собрался ехать дальше на север и покинул город, отъехав верст десять, лошади стали. Не помогли ни понукания, ни кнут. Лошадей заменили. Но и новая упряжка стояла, будто вкопанная в землю. Князь Андрей растолковал это чудо, как волю Богоматери – остаться в городе Владимире и заложить собор для святыни. На ее оклад, согласно преданию, князь отдал больше 30 гривен золота, кроме серебра, драгоценных камней и жемчуга. Великолепный храм был сооружен лишь за два года, в 1160 году его освятили, а на икону Богородицы возложили великолепную ризу с драгоценностями. С той поры стали на Руси называть эту икону Владимирской.

Чудный образ Богоматери принадлежал к тому типу икон, которые назывались "Елеус", а на Руси это слово перевели как "Умиление". И закрепилось за подобным типом композиции название Богоматерь "Умиление". Эта икона стала национальной святыней земли русской.

Икона помогла русским одолеть волжских болгар. В сражение повел воинов князь Андрей Боголюбский (1164 г.) со словами: "Всяк уповай на Тя, Владычице, не погибнет". И русские победили. Свершилось знамение – сошедший с иконы и Креста Господня чудный свет озарил всю местность. Это божественное озарение видел греческий император Мануил, воевавший с сарацинами в совершенно ином месте – за тысячу верст. И он разбил врага, после чего Андрей Боголюбский и греческий император договорились праздновать 1 августа, утвердив празднику название – "Происхождение Древ Животворящего Креста Господня".

Летопись вещает нам, что по Владимирской земле прокатилась большая смута. Бояре убили князя Андрея Боголюбского,



во Владимире начались грабежи и разбой. Племянники князя Ярополк и Мстислав, присвоившие власть и богатства, решили отдать великую святыню рязанскому князю Глебу. Владимирцы прогнали новоявленных властителей со своей земли, те побросали оружие и позорно бежали. Икона вернулась в свой храм. В 1185 году Владимирский собор сгорел, но икона уцелела. В 1237 году городу Владимиру учинил страшное разорение хан Батый. Летопись повествует об убийствах стариков, детей и женщин, святотатстве орды – степные басурманы въезжали в храмы на лошадях и крушили иконы. Даже после такого разбоя икона Богоматери уцелела.

ХIV век

Наступил 1380 год. Дмитрий Донской собрал войско и одержал знаменательную победу над Мамаем, а Владимирская икона Богоматери была божественной вдохновительницей победы. С этого события начинается новый период в жизни святыни.

В 1395 году, когда Тамерлан, разорив Рязань, направился к Москве, уничтожая и опустошая все вокруг, решено было перенести в Москву Владимирскую икону. Московский митрополит Киприан с духовенством, княжеская семья и народ встретили икону за городом, на Кучковом поле, и торжественно перенесли в Успенский собор Кремля (это событие празднуется 26 августа). Тамерлан, простояв с войском две недели на одном месте, внезапно устрашился, повернул на юг и вышел из московских пределов: «Бежал гонимый силою Пресвятой Девы».

Икону во Владимир так и не вернули, оставили в Москве. С тех пор неоднократно великая святыня – Владимирская икона – спасала российскую столицу от бед и вражеских нашествий. В 1451 году к Москве подошло войско ногайского хана с царевичем Мазовшей. Татары подожгли московские посады, но город так и не был захвачен. Святитель Иона во время пожара совершал крестные ходы по стенам города. Воины и ополченцы бились с неприятелем до ночи. Малочисленное войско великого князя в это время находилось слишком далеко, чтобы помочь осаждаемым. На следующее утро, как повествуют летописцы, врагов у стен Москвы не оказалось. Они услышали необычайный шум, решив, что это идет великий князь с огромным войском, и отступили. Сам же князь после ухода татар плакал перед заступницей – иконой Владимирской.

Третье заступничество Богоматери за Русь было в 1480 году. Это было хрестоматийное «великое стояние на Угре». Иван ІІІ отказался платить дань орде, и на Русь были посланы полки хана Ахмата. Встреча с русскими войсками произошла на берегу реки Угры. Войска стояли на разных берегах и ждали повода для атаки. В передних рядах русского войска держали икону Владимирской Богоматери.

Происходили стычки, даже небольшие сражения, но войска так и не двигались друг на друга. Наше войско отошло от реки, давая возможность ордынским полкам начать переправу. Но отошли и ордынские войска. Русские воины остановились. А татары отступление продолжили и вдруг помчались без оглядки. Бросая оружие, теряя обозы, – свершилась нежданная победа Заступницы над бесчисленною ордою…



Празднование иконе совершается также 23 июня, в память избавления Москвы в 1480 году этим прославленным образом. Пред ним приносили присягу на верность России, пред ним молились, выступая в военные походы, пред ним совершали избрание всероссийских митрополитов, а впоследствии и патриархов. К Владимирской иконе Божией Матери приходил с молитвой весь русский народ и в нужде, и в радости, от нее изливалась благодать на всю Россию. Русские люди на протяжении всей своей истории обращались к Владимирской иконе в трудные минуты и почти всегда были услышаны Богородицей.

ХХI век

Икона жива по сей день.

Все это время она заступает-охороняет нас.

А кто охороняет ее?..





"ЗАГОВОР"
Hosted by uCoz