ШАНИДАР


В северном Ираке, в предгорьях Курдистана, где сходятся границы Турции и Ирана у берегов реки Большой Заб расположена пещера ШАНИДАР.

Это не просто пещера – это уникальное творение природы и памятник человечества, сохранивший и отразивший практически всю историю его становления…

Если бы пещеры Шанидар не существовало в реальности, ее необходимо бы было придумать как весомый аргумент в пользу важности материальных свидетельств науки и научных знаний о человеке, времени, истории. Но нам повезло – пещера существует в действительности.

Антропология, палеонтология, археология – любая из смежных наук о человеке, его происхождении и развитии не может быть полной без учета реальных данных сохраненных пещерой Шанидар.



Начало двадцатого столетия изобиловало открытиями в археологии и антропологии. После того, как Чарльз Дарвин опубликовал свои выводы о механизмах естественного отбора и об эволюции человека, произошедшего, как оказывалось, напрямую от обезьяны, ученые не перестали интересоваться происхождением человека. И вопросов с течением лет отнюдь не становилось меньше. Напротив, обнаруживались все новые и новые свидетельства весьма непростой и запутанной реальной истории становления человека. Недостатка в желающих восполнить пробелы наших знаний не было среди восторженных дилетантов и маститых профессионалов.

Искать человеческие следы тысячелетней давности – занятие не из самых дешевых и простых. В середине ХХ века в долину реки Большой Заб прибыл для исследовательской работы польский палеонтолог Ральф Солецкий (ставший доктором палеонтологии Колумбийского университета).



Сюда, в каменистые горы его привели поиски ответов на многочисленные вопросы стоявшие перед наукой о происхождении и развитии человека.

Совсем не случайно именно в то же самое время французский ученый Анри ЛОТ работал в Африке и в Сахаре на плато Тиссили-Аджер на месте неолитических поселений обнаружил огромное количество рельефов и росписей относящихся к самым ранним этапам.

Ральфу Солецкому тоже несказанно повезло – среди многих десятков пещер, в которых останавливались люди этого региона, ему указали и на пещеру Шанидар. Он занялся ее исследованием вплотную. Уже первые результаты раскопок превзошли все ожидания. Пещера Шанидар была жилищем человека многие тысячи лет, и превосходно сохранила следы обитания. Сантиметр за сантиметром, слой за слоем много месяцев подряд Солецкий открывал удивительную картину прошлого



В южной оконечности той же долины, в дельте Тигра на самом берегу залива англичанин Вули раскапывал шумерский город-государство Ур. Археологу несказанно повезло – он наткнулся на городскую помойку. Нет ничего более интересного для вдумчивого специалиста по истории, чем открыть естественное собрание всех материальных остатков свидетельств жизнедеятельности одного из самых древних городов в истории человека.

Вули работал увлеченно. И даже когда культурный слой был вроде бы исчерпан – докопались до материкового прочного слежавшегося за тысячелетия ила (город Ур – это слои третьего тысячелетия до Новой эры), Вули принял неожиданное, странное, если не сказать сумасбродное и весьма расточительное решение – продолжать копать.

Странность его решения была продиктована ничем не объяснимой интуицией, а подсказана расположением города.

Когда удалось в результате великих трудов откопать, отгрузить и очистить, одним словом - снять слой почти в два метра толщиной илистого неподатливого пустого, свидетельствовавшего о полном отсутствии человеческого присутствия грунта – экспедиция Вули вышла на совершенно уникальный пласт – следы жизни людей поселившихся здесь задолго до возникновения города.

Кострища, костные остатки, орудия труда периода неолита. Слой датировался восьмым-десятым тысячелетиями до новой эры.

А толщина осевшего улежавшегося уплотненного ила говорила о том, что в истории поселения была грандиозная катастрофа, прервавшая оседлую жизнь в междуречье Тигра и Евфрата на многие сотни лет.

Город Ур строился на высоком месте осознанно.

Следы многих поколений жителей вели сюда.

И очень важно помнить, что наука до сих пор не располагает сколько-нибудь убедительными данными о том, откуда собственно явились в эти края первые жители. Те племена, что возвели впоследствии здесь на глинисто-каменистых плато шумерские города, основали вполне гармоничную систему верований, научились строить ирригационные каналы, введя поливное земледелие, кто овладел секретами гончарного ремесла, и кто на глине особыми знаками уже в четвертом тысячелетии до нашей эры фиксировал долги, вел хозяйственные расчеты и переписку.

Одно из древнейших преданий месопотамских народов рассказывает о пришедших из-за моря высоких людях со светлыми глазами и бородами, говоривших на непонятном языке. Именно они научили местные племена охотников и собирателей обрабатывать землю, печь хлеб, плавить металлы, мастерить гончарные круги и плуги, строить храмы и дома из кирпичей, наблюдать за светилами – и вообще всему, из чего сложилась раскопанная археологами шумерская цивилизация, отпечатавшаяся клинописными знаками на окаменевшей глине.

Кто пришел и из-за какого моря?

И когда это было? Все то же предание определяет времена расплывчато - это было после великого наводнения. О потопе рассказывает и эпос о Гильгамеше прочитанный на глиняных табличках.



Уникальность пещеры ШАНИДАР в том, что она предоставила возможность Ральфу Солецкому непосредственно собственными руками прикоснуться к свидетельствам еще более давних, допотопных времен. И многое с помощью этих свидетельств увидеть и понять в нашем далеком прошлом.

этом естественном укрытии в горах и сегодня останавливаются пастухи и погонщики вьючных животных, чтобы передохнуть или переждать непогоду. Высокие своды пещеры молчаливо и равнодушно принимают всякого странствующего в этих местах.

И немногие способны осознать, что тут пятнадцать метров культурного слоя – пол пещеры когда-то был на пятнадцать метров ниже – то есть за время обитания пещеры жители наносили на подошвах с годами, с веками слой за слоем всю эту толщу. Как показали раскопки пещера была обитаема более ста тысяч лет подряд.

Ральф Солецкий продемонстрировал разрез этих пятнадцати метров культурного слоя. Пещера одарила исследователя и весь ученый мир удивительными открытиями, которые скрывала под толщею нанесенного грунта многие десятки тысяч лет. Главное содержание открытия дали несколько групп человеческих останков из разных пластов. И самый старший из найденных предков современного человека завершил свой жизненный путь в пещере Шанидар почти семьдесят тысяч лет тому.

Записывая результаты раскопок в научный дневник, Ральф Солецкий вполне зримо и объемно представлял, как однажды морозной зимней ночью около 45,000 лет назад в пещере Шанидар нашла приют семья из семи человек, включая грудного ребенка.



Их останки — очевидно, эти люди погибли в результате обвала пещеры — были обнаружены в отличном состоянии в левом дальнем углу.



Кто были эти люди? На каком языке они общались? Почему выбрали именно это место для обитания?

Слой за слоем снимали руки археологов напластования жизни пещеры Шанидар и вопросов становилось все больше и больше.

Не менее удивительные, чем сама по себе археологическая находка, результаты дал анализ человеческих останков, показавший, что человеческая культура находилась не в стадии прогресса, но переживала состояние упадка. Предположительно вследствие резкого изменения климатических условий, люди фактически полностью покидали весь этот регион почти на целых 15000 лет. Слои соответствующие 26 000-12 000 лет до нашей эры оказались совершенно чистыми. Затем, около 11000 лет до наступления новой эры, на этой территории вновь появляется «человек разумный» — с новой энергией и с необъяснимо высоко развитой культурой. Это почти буквально совпадает с данными эпосов и преданий – пришли из-за моря новые люди и принесли с собой новое знание и новое умение. Получалось так, будто совершенно неожиданно, без всякой видимой причины и при отсутствии плавного перехода в развитии — человек вдруг стал оседлым умелым земледельцем, одомашнил скот.

Внезапная перемена в ходе развития человеческой цивилизации, произошедшая около десяти тысяч лет до нашей эры на территории прилегающей к Черному и Средиземному морям и Персидскому заливу (а два тысячелетия спустя и в материковой Европе), привела ученых к обозначению этого периода времени как ясно выраженного конца раннего каменного века (эры палеолита), и начала новой культурной эпохи среднего каменного века (эры мезолита). Однако, вообще говоря, было бы уместнее назвать этот период, начавшийся около 10 000 года до нашей эры, не "средним каменным веком", но веком одомашнивания и земледелия. Создается впечатление, что на землях от Дуная до Евфрата существовала своего рода единая мастерская или лаборатория, где под невидимым руководством с непостижимой скоростью выводились новые культурные сорта на основе диких видов растений. Виноград, яблоки, сливы, оливы, фиги, миндаль, фисташки, грецкие орехи — все эти культуры были выведены почти одновременно и на одном пространстве, откуда с течением времени распространились по всей территории Евроазиатского субконтинента и в других частях света.


Антропогенез. ( Хронологическая справка)
Человек умелый
Олдувайский человек, или человек умелый, названный так Льюисом и Мэри Лики, существовал 2—1,5 млн лет назад. Небольшого роста (120—150 см), он весил около 50 кг и был способен к прямохождению. Судя по находкам костей, эти люди питались мясом животных, убитых хищниками, или добывая его на охоте. Этот человек умел строить укрытия из веток, укрепляя их камнями. В Олдувайском ущелье были обнаружены и остатки первых жилищ; одно из них было обложено камнями по кругу: видимо, камнями укрепляли укрытия из веток. Находки в других местах дают возможность предполагать формирование этого вида около 3 млн лет назад.

Человек прямоходящий
Первой находкой этого вида человека был так называемый яванский человек, которого обнаружил Э. Дюбуа, назвавший его питекантропом. Впоследствии в результате исследований пещеры Чжоукоудянь был выделен пекинский человек, или синантроп, который населял территорию Китая, а также гейдельбергский человек, живший в Европе. Эпохой человека прямоходящего считается время от 1,6 млн до 200 тыс. лет назад. В отличие от человека умелого он расселился и в Африке, и в Азии, и в Европе, приспособился к разным природным условиям, в том числе к холодному климату эпохи оледенения.

Человек прямоходящий был крупного телосложения, имел большой объем мозга. О его разуме свидетельствуют изготовленные им ручные рубила, овладение огнем, новые приемы охоты.

Как это часто бывает в науке, накопление новых фактов и наблюдений далеко не всегда способствует прояснению той или иной проблемы. Еще не столь давно во всех учебниках говорилось, что наш самый древний предок жил около 500 тыс. лет тому назад на острове Ява. Это был яванский питекантроп обезьяночеловек, ископаемые кости которого были найдены и изучены голландским врачом и антропологом Эженом Дюбуа. Были и другие находки, В Китае, в пещере Чжоу Коутянь был найден череп и отдельные кости синантропа (китайского человека), который имел признаки некоторой продвинутости по линии эволюции по сравнению с питекантропом. Еще более продвинутыми были найденные в Германии "гейдельбергский человек" и неандерталец. На основании этих наблюдений сложилась простая и последовательная схема эволюции человека: питекантроп - синантроп – гейдельбергский человек - неандерталец - современный человек. Хотя профессионалы-антропологи нигде этого прямо не утверждали, но было общепринятым, что каждый предшествующий вид постепенно в результате эволюции превращался в последующего и наконец, неандерталец поумневший и возмужавший в результате неустанных побед на поле совершенствования вида в процессе естественного отбора превратился в современного человека, В 60-х годах ХХ столетия последовала серия открытий, сделанных семейством Лики (Луис, Мэри и их сын Роберт - антропологи из Южной Африки). Они нашли в Восточной Африке много костей и в некоторых случаях почти целые скелеты эволюционного предшественника питекантропа - австралопитека афарского. Вообще австралопитек был известен уже с 1924 г., но тогда были найдены отдельные кости, а раскопки Лики дали массовые находки.

Здесь же с костями австралопитека встречались раздробленные кости животных и грубо обработанные каменные орудия.

Удивительным и сенсационным в работах Лики было обнаружение в слое окаменевшего вулканического туфа цепочки следов ног взрослого австралопитека и детеныша. К схеме антропогенеза добавилось еще одно, самое начальное звено.

Однако и эта схема продержалась недолго. Генетические исследования последних лет в США и в Германии показали, во-первых, что "праматерь" человечества была африканкой, а, во-вторых, что неандерталец не мог быть предком современного человека. Это была тупиковая ветвь эволюции, вымершая (или "вымерзшая") около 40 тыс. лет тому назад во время наибольшего похолодания и оледенения. Луис Лики и его последователи успешно пользовались и пользуются радиоизотопными методами определения абсолютного возраста, согласно которым самый древний австралопитек жил около 3,7 миллионов лет тому назад. Оказалось, что и австралопитеков и неандертальцев было несколько видов, а "человек разумный" появился в Африке лишь около 200 тыс. лет тому назад, Современные представления об антропогенезе стали намного более сложными и порождают иногда больше вопросов, чем ответов.


Первым одомашненным животным была собака, которая была не только "лучшим другом человека", но, очевидно, и ценным компонентом пищевого рациона. Человек, видимо, приручил собаку тоже около 15 000 лет назад. Останки скелетов одомашненных собак был обнаружены на территории Ирана, Ирака и Ливии. Примерно в то же самое время была одомашнена дикая овца; останки овцы, найденные в пещере Шанидар, датированные примерно 9 000 годом до нашей эры, служат доказательством того, что большая часть здоровых овец зарезалась ради шкур и мяса. Далее были приручены козы, которых разводили также для получения молока; вскоре к ним присоединились свиньи, крупный рогатый скот и лошади. Затем наступила совершенно новая эпоха в истории человечества.

Современные ученые называют ее "новым каменным веком" (эрой неолита); однако этот термин совершенно не оправдан, поскольку культурный перелом, имевший место около 7500 года до нашей эры, был связан прежде всего с появлением керамики, совпавшим с переселением человека из высокогорных жилищ в низины, где преобладала глинистая почва.

Около седьмого тысячелетия до нашей эры древняя циркумпонтийская (то есть «вокругчерноморская», располагавшаяся вокруг озера-моря, которое впоследствии стало именоваться Русским или Черным) цивилизация производила огромное количество изделий из глины — предметов домашней утвари, украшений, статуэток. Специалисты попытались подсчитать, сколько нужно было производить керамических предметов для обеспечения всех жителей, к примеру, городов Трипольской цивилизации.

Города насчитывали по пятьдесят и более тысяч жителей. В каждом строении десятки предметов из глины – от огромных зерновиков до миниатюрных детских игрушек. Не говоря уже о повседневной утвари, кухонной посуде, ритуальных сосудах.

Счет должен был идти на миллионы предметов. Строгий научный метод реконструкции убедительно выводил весьма и весьма внушительные цифры.

За пять тысяч лет до нашей эры люди населявшие плодороднейшие земли от Дуная до Днепра сумели наладить производство керамических изделий в огромных масштабах. Следовательно, была целая армия подготовленных специалистов по обнаружению, добыче и обработке сырья, строительству печей, заготовке топлива, непосредственно гончарных дел мастеров и конечно же распространителей, доставщиков, обменщиков, удовлетворявших спрос на местах. И ясно, что для сохранения темпов и масштабов производства керамических изделий постоянно обучались новые мастера, передавался опыт, сохранялись и развивались традиции. Однотипные остатки керамических изделий обнаружены археологами на огромной территории. Это может служить еще одним поводом для размышлений о том, насколько прост и примитивен был древний, а точнее, наш прадавний мир.

Изготовлялась керамика превосходного качества, всевозможных форм и назначений. Требовались производительные печи для обжига множества глиняных изделий. Причем, огромные кувшины для хранения зерна (емкостью до двухсот и более литров) необходимо было обжигать в достаточно просторных печах с определенной постоянной и очень высокой температурой. Значит, и печи соответствующие надо было уметь мастерить и естественно и каким-то образом поддерживать в них надлежащий огонь. Для чего надо было заготавливать нужное и достаточное количество топлива. Вопросы качества продукции интересовали наших пращуров не в последнюю очередь – для них и посуда и предметы быта и уж тем более культовые сосуды не были просто ширпотребом, налицо присущая всему срезу времени тщательность отделки. Гармоничность форм и замысловатость украшений определенно говорят о многозначности отношения к этим предметам. Трипольские орнаменты сохранившиеся на многотысячелетних черепках свидетельствуют о сложной и весьма развитой системе взаимоотношений человека с окружающей его природой. Земледельческая цивилизация не могла возникнуть без опыта наблюдений за реками, лугами, лесами, небесами накопленного сотнями поколений хлебопашцев. Лунный календарь издавна сделался руководством практики выживания целых родов, основой их общего мировосприятия.

Свод верований, представлений о месте человека в огромном мире, закономерностей зарождения и продолжения жизни – все сосредоточено в многозначном и выразительном орнаменте трипольской керамики. Однако к третьему тысячелетию до нашей эры (что совпадает со временем загадочного внезапного полного и безвозвратного исчезновения трипольских городов и всей северочерноморской цивилизации), о чем свидетельствуют археологические находки, датированные указанным периодом, наблюдается новый виток упадка. Керамика постепенно выходила из потребления, что сопровождалось снижением качества и упрощением форм изделий. В быту вновь начали преобладать орудия труда и предметы домашнего обихода из камня — пережиток каменного века.

Населенные пункты, бывшие центрами индустрии керамики, приходили в упадок, исчезло практически все гончарное производство.

Некоторые поселения вступили "в новую фазу обнищания". Человечество деградировало; культура оказалась на грани разложения. Но затем — внезапно, неожиданно, необъяснимо — весь регион пережил расцвет цивилизации, ставшей фундаментом, базой нашей современной культуры. Вновь будто чья-то таинственная рука вытащила человека из трясины упадка и подняла его на значительно более высокий уровень жизни, культуры, науки, заложив около 3 000 года до нашей эры в плодородных долинах крупнейших рек Шумер и Египет. Они словно бы наследовали хронологически достоверно богатейший опыт Северочерноморской земледельческой цивилизации. Которую мы именуем Трипольской по имени городищ раскопанных Викентием Хвойко на днепровских берегах близ местечка Триполье.



Итак, всего в пещере Шанидар экспедицией Ральфа Солецкого было обнаружено девять останков поздних палеоантропов, живших в период от 60 - 70 до 44 - 46 тыс. лет назад. Особое внимание исследователей привлекли останки взрослого мужчины, названного в специальной литературе Шанидар 1, жившего примерно 45 тыс. лет назад.

На правой стороне лба был обнаружен шрам - результат небольшого поверхностного повреждения. Следы сильного повреждения носит внешняя сторона левой глазной впадины. В результате его Шанидар 1 был, вероятно, слеп на левый глаз. Правая ключица была поражена остеомиелитом. Два повреждения обнаруживало правое плечо. В целом правая рука, по-видимому, была намеренно ампутирована выше локтя. Во всяком случае нижний конец сохранившейся части носит следы заживления. Вся сохранившаяся часть правой руки крайне атрофирована.



Одни исследователи считают, что правая рука Шанидара 1 была неразвита от рождения. Другие связывают атрофию правой руки с повреждением на левой части головы. По их мнению, результатом удара могло быть повреждение левой половины мозга и как следствие частичный паралич правой стороны тела. К этому нужно добавить сильный артрит, поразивший лодыжку и колено правой ноги, заживший перелом одной из костей правой стопы и, наконец, полностью стертые зубы. Таким образом, Шанидар 1 был по существу полным калекой, неспособным не только внести какой-либо вклад в обеспечение существования коллектива, но даже прокормить и защитить самого себя. И тем не менее он дожил по крайней мере до 40 лет, что для неандертальца означало глубокую старость. 40 лет жизни неандертальца эквивалентны примерно 80 годам жизни современного человека. А некоторые исследователи определяют его возраст в 40-60 лет . И он вполне мог бы прожить больше, если бы не обвал.

Определенные сомнения в сплоченности праобщины шанидарцев может, конечно, вызвать обилие прижизненных повреждений на телах ее представителей. Однако, по мнению исследователей, ни одно из этих повреждений, кроме раны на теле Шанидара III, не свидетельствует с необходимостью о насилии. Все они вполне могли быть результатом несчастных случаев.

Жизнь палеоантропов была тяжелой. На каждом шагу людей подстерегали различного рода опасности. И чем дольше жил человек, тем большей была вероятность того, что он с ними столкнется. Шанидарцы, о которых шла речь, достигли весьма почтенного для их племени возраста 40 - 60 лет. Увечность их тел – следы долгого жизненного пути. Ни одного повреждения не обнаружено на телах Шанидара II и Шанидара VI, которые умерли в возрасте до 30 лет.



Даже если не принимать во внимание обнаружение вместе со скелетами частей животных и орудий, то и в таком случае наличие погребения выступает прежде всего как проявление заботы живых о мертвых. Труп не выбрасывали, а оставляли в жилище вместе с живыми. Если же принять во внимание отмеченные находки, то этот момент выступит еще более отчетливо.

И совершенно невозможно истолковать иначе, как заботу о мертвом, помещение в могилу вместе с ним цветов.

Совершенно ясно, что забота живых членов коллектива о мертвых его членах не могла бы появиться без возникновения заботы живых членов коллектива друг о друге. Как свидетельствуют данные этнографии, у народов, стоящих на стадии доклассового общества, забота о мертвых объясняется тем, что они продолжают считаться и после смерти членами, коллектива. Заботу о покойниках, которую проявляли поздние и позднейшие палеоантропы, невозможно объяснить, не допустив, что мертвецов рассматривали как полноправных членов коллектива - праобщины. Но осознание связи между мертвыми членами коллектива и коллективом невозможно без осознания связи между живыми его членами, т. е. осознания единства человеческого объединения.

Так как человек и после смерти продолжал рассматриваться как член коллектива, то на него и после смерти продолжало распространяться действие норм, регулирующих отношения внутри коллектива. Каждый член первобытной общины имел право жить в пещере, являвшейся местом обитания коллектива. Поэтому покойника оставляли в пещере. Любой член праобщины имел право на часть добычи коллектива. Поэтому рядом с покойником клали причитающуюся ему долю. Покойник продолжал сохранять право на орудия, являвшиеся собственностью коллектива. Этим скорее всего и объясняется нахождение орудий вместе со скелетом. Для всех народов, находившихся на стадии доклассового общества, характерна резкая двойственность в отношении к покойникам. С одной стороны, о них горевали, заботились, а с другой - их опасались, боялись. И как свидетельствуют данные этнографии, представление о душе, покидающей тело после смерти, и страх перед ней есть сравнительно позднее явление.

Несомненно более ранним является представление о "живых" мертвецах, выходящих из могил и вредящих живым, а самым первоначальным - убеждение в существовании исходящего от трупа таинственного, но вредного для живых влияния, результатом которого являются болезни и смерть. Существование последнего верования зафиксировано у всех народов мира.

Именно для того, чтобы нейтрализовать это исходившее от трупа смертоносное влияние, его закапывали, закладывали камнями, связывали, в результате чего он принимал скрюченное положение. И отмеченные выше особенности неандертальских погребений подтверждают, что поздние палеоантропы не только заботились о мертвых, но и боялись их.

Таким образом, причиной появления погребений у поздних палеоантропов было действие двух противоположных факторов: заботы о членах своего коллектива, побуждавшей оставлять мертвых в жилищах и снабжать их пищей и орудиями, и страха перед трупами, побуждавшего связывать их, помещать в яму, засыпать землей и т. п. Погребения в подлинном смысле возникли лишь с практическим осознанием опасности, исходящей от мертвецов. Но эта опасность не могла быть осознана сразу. Для этого потребовался определенный период, в течение которого трупы просто оставлялись в жилище. Из этого следует, что осознание единства человеческого коллектива и утверждение норм, предписывавших заботу о каждом его члене, относятся ко времени, предшествовавшему возникновению первых настоящих погребений.

Как свидетельствуют данные палеоантропологии и археологии, в сообществе древних людей довольно широко бытовало убийство и, может быть, каннибализм. Поврежден сильным ударом, причинившим смерть, и вскрыт череп из Штейнгейма. Следы нескольких ран, нанесенных дубинами и острыми каменными орудиями, обнаружены на черепе из Эрингсдорфа. Он тоже был вскрыт для извлечения мозга. Следы смертельного удара, причиненного ударом тяжелого тупого орудия, обнаружены на одном из фонтешевадских черепов. Людоедами, по-видимому, были люди из многих частей обжитого мира.

Человеческие кости, найденные под навесом скалы, были расколоты, иногда обожжены, как и кости животных. На Яве близ Нгандонга на берегу Соло в 1931 - 1932 гг. были найдены 11 черепов и две берцовые кости. Эти находки получили название явантропов. Но они не только жили одновременно с неандертальцами Европы. У них было отмечено столь характерное для ранних неандертальцев сочетание архаичных, неандерталоидных и сапиентных черт. И у этих людей, как и у ранних палеоантропов Европы, частым явлением были кровавые конфликты. Почти все черепа вскрыты для извлечения мозга.

В целом, по подсчетам исследователей, следы смертельных ранений обнаружены на черепах и скелетах 16 из 25 ранних палеоантропов, остатки которых были найдены в Европе. Остатков поздних палеоантропов найдено гораздо больше, чем ранних. Однако более или менее убедительные признаки насильственной смерти и следы каннибализма обнаруживаются значительно реже.

В этом контексте весьма интересны и показательны находки, которые были сделаны в пещере Шанидар. У человека Шанидар III на левом девятом ребре имелась рана, причиненная острым, вероятно, деревянным орудием. Оно пробило верх ребра и, видимо, поразило легкое. Общее впечатление такое, что удар в бок был нанесен во время стычки с человеком, державшим оружие в правой руке. О том, что рана была нанесена при жизни, свидетельствуют явные следы заживления. Человек прожил после полученной травмы несколько дней или даже недель.Как полагают исследователи, он умер в результате вторичного осложнения, связанного с травмой. Другие считают, что ранение здесь ни при чем. Человек уже выздоравливал, когда в пещере произошел обвал, оборвавший его жизнь. И сам Ральф Солецкий и позднейшие исследователи пещеры Шанидар долгое время не могли разобраться в причинах такого хаотичного смешения слоев относящихся к периоду между 25 000 и 10 000 лет до новой эры.

Выводы на основе данных палеонтологии ставят все слои на места: когда в десятом тысячелетии долину потрясли грандиозные климатические катаклизмы, совпавшие с окончательным таянием ледников, наводнениями и землетрясениями, своды пещеры не выдержали и обвалились, тяжелые обломки скал постепенно вдавились в размякший грунт, просели на глубину до полутора-двух метров. И лишь спустя столетия после катастрофических изменений в пещеру снова заглянули люди – и это уже самый верхний современный культурный слой. Ему всего несколько тысяч лет.



Срез пещеры Шанидар дает возможность восстановить общую панораму великих изменений происходивших на сломе десятого тысячелетия до нашей эры вокруг Черного озера.

Именно тогда ставшего в результате подъема уровня воды на 200 метров морем. Образовался Босфорский пролив, Азовское море. Огромные обитаемые территории побережья при впадавших реках ушли под воду, похоронив важнейшие этапы расселения и становления человечества, зарождения цивилизации. Опыты подводной черноморской археологии последних лет, давшие удивительные результаты в районе Чатал-Гуюк (Турция), где на глубине в 160 метров были открыты следы древних поселений, дают основания ожидать новых открытий. И может быть именно под водами Черного моря хранятся пока и ответы на вопросы поставленные пещерой ШАНИДАР.

Продолжение конечно же следует…




"ЗАГОВОР"
Hosted by uCoz