ПОКЛОН СВЯТОЙ ГОРЕ


Там, где древний город прячется в прибрежной зелени, стремительная река делает плавный поворот и несет свои темные воды дальше вдоль возвышающегося правого берега. Жарко. Путник в долгополых черных одеждах спускается к реке, перекрестившись, омывает руки, лицо и с наслаждением ступает натруженными босыми ногами в воду. Посреди реки, на намытой при повороте течения отмели – виднеются над водою плечи и головы юношей. Они увлечены процессом рыбной ловли, способом который применяется только здесь - ногами нащупывая в глинистом дне дыры, ловко ныряют против потока и руками достают скрывающихся от быстрого течения в норах налимов, складывают их в мешки, прикрепленные к поясам. Такой способ добычи требует навыка, сноровки и необычайной цепкости рук. Радостное плескание и фырканье сопровождаются смехом и крепкими фразами.

Путник приветливо машет молодежи рукой:
- Бог в помощь.

Северский Донец, река своенравная, изобильная. Веками прокладывались вдоль нее удобные пути. Берега ее плодородные издревле обжиты нашими пращурами.

Вернувшись на тропинку, путник отдал земной поклон виднеющейся впереди Святой горе.



Это особое место на Северском Донце.

Здесь нельзя смеяться и даже просто громко разговаривать.

"Дабы не нарушать благоговейную тишину, приличествующую святому месту".

На высоком правом берегу, на меловой горе расположен мужской монастырь.

Божьим промыслом освящена здесь пятая в наших землях Лавра – Святогорская обитель.

Встречает гостей отец Авраамий. Для него это послушание - тяжелый крест: зачастую гости норовят задавать "неправильные" вопросы и настаивают на фотосъемках. Сниматься монахам категорически запрещено. Это исполняется неукоснительно. Но - экскурсию по Святым горам отец Авраамий проводит добросовестно и с увлечением. В качестве поощрения даже приглашает туда, куда обычным паломникам вход строго запрещен.

Это всехсвятский скит, то есть скит в честь всех святых. Своеобразный монастырь в монастыре. Сюда уходят монахи, которые ищут уединения. Скит построен в древнерусском северном стиле, здесь нет электричества и топят дровами.

Знаменитые святогорские пещеры закрыты на реставрацию. На вопрос, что ремонтируют, отец Авараамий, смущаясь, объясняет - затирают надписи на стенах, оставленные нечестивыми экскурсантами. Пещеры древние - по преданию их высекли в меловой скале монахи-отшельники - еще в восьмом веке. Вход в пещеры внизу, почти у реки, верхний ярус - на высоте сто метров. Здесь кельи, трапезная, усыпальницы.

Из-под земли, точнее из скалы, святогорские монахи вышли только в семнадцатом веке – появляются первые наземные церкви. Спустя три столетия, когда Советская власть закрывала монастырь, здесь жили семьсот монахов, служили в двенадцати храмах, обители принадлежали земли на пятьдесят верст вверх и вниз по течению, кирпичный и свечной заводы, сельскохозяйственные угодья. Сегодня по списку в лавре - сто шестнадцать иноков. К праздникам в Святые горы собираются десятки тысяч паломников. Возле главного собора лавры - импровизированный зоопарк. Редкие птицы - фазаны, павлины, страусы - исключительно для развлечения посетителей - подчеркивают монахи. Мясо в монастыре исключено даже в скоромные дни.

Кроме легенд и преданий есть у Святой горы и документальная история.

Немецкий посол при Московском дворе Герберштайн в 1526 году оставил первые по времени записи об этих местах. В русских источниках Святые горы упоминаются позднее, в документах 1624 года речь идет уже о святогорском монастыре.

Первыми поселенцами, основавшими монастырь, вероятно, были греческие монахи-отшельники, которые и до официального Крещения Руси жили в наших землях, трудились, молились. Набрели они на живописный уголок в среднем течении Донца, основали монастырь и назвали это место Святогорском. По примеру древних греческих монастырей вырубили в скале церковь малую и кельи. Во время татаро-монгольского нашествия на Киев в Святогорье находили пристанище монахи и странствующие христиане. Достоверно известны те страницы истории монастыря, когда он создавался как мощный оборонительный пункт.

По распоряжению царя Михаила Федоровича Романова была построена Белгородская оборонительная черта с двенадцатью крепостями, к числу которых относились Валуйки, Изюм, Маяки и Святогорск.

Начиная с 1624 года Святогорский монастырь регулярно упоминается в официальных документах: в царских грамотах, в грамотах воевод о посылке в монастырь служилых людей, в донесениях об организации несения сторожевой службы на южной границе Руси, в отчетах хлебного и денежного довольствия.

Святогорский монастырь имел свою крепость, на вооружении которой числилось несколько пушек. Окружали ее высокая стена и земляной вал. В крепость можно было войти только через перекинутый мост, специальные ходы связывали ее со сложным лабиринтом меловых пещер, на случай осады для снабжения защитников водой был прорыт тайный ход к Донцу. Монастырь занимал огромное пространство по обоим берегам Донца - от устья реки Оскол до устья Бахмутки. Сначала не все монастырские земли были заселены. Незаселенные земли давали большие доходы монастырю, сдававшему их в аренду промысловикам.

Монастырь купил большие мельницы на реках Оскол и Студенек, построил стеклянный и кирпичный заводы, крупорушку, сукновальную фабрику. Вблизи монастыря были заложены фруктовые сады и виноградники.

Доходы монастыря превышали полмиллиона рублей золотом. Богатства монастыря не могли не привлекать злодеев. Кочевые татарские отряды не раз совершали грабительские набеги на монастырь и его владения. В 1769 году татары в очередной раз осадили монастырь. После двухнедельной осады овладели крепостью, ограбили и сожгли строения, жестоко расправившись с жителями. Однако монастырь возродился. Не только татары, но и царские придворные с завистью смотрели на несметные богатства монастыря.

В конце XVIII века авторитет духовенства в среде господствующего класса был невелик. Практичная немка императрица Екатерина II в интересах дворянства провела изъятие монастырских земель и прочей собственности в пользу казны. В 1788 году все имуществе Святогорского монастыря было описано, монахи высланы, обитель закрыта. Позднее владения монастыря были отданы фавориту царицы - князю Потемкину-Таврическому.

Крепостные крестьяне построили для знатного вельможи роскошный дворец на одной из меловых гор, а вокруг дворца посадили липовую рощу. На озере соорудили купальни. Потемкин редко приезжал сюда – лишь прихоти ради делал крюк по пути в свои новороссийские просторные владения. После смерти светлейшего князя Святогорское поместье по наследству перешло к его племяннику - генералу Энгельгардту, а после смерти генерала - его сестре княгине Софии Юсуповой. Затем владельцем Славяногорья стал ее сын Александр Потемкин. Немаловажную роль в возобновлении обители сыграла супруга Потемкина - Татьяна Борисовна.

В середине XIX века Потемкина ходатайствует о возрождении Святогорского монастыря.

В 1844 году монастырь вновь открывается. В святые места вернулась жизнь. Трудолюбивые иноки принесли обители благолепие и богатство. До тысячи монахов населяло монастырь. Молитвами и трудами своими умножая добро.

К началу 1917 года в ведомстве Святогорского монастыря были 3000 десятин земли, кирпичный и свечной заводы, сукновальная фабрика, несколько водяных мельниц, сады, виноградники, пасека с 800 ульями, различные мастерские и лавки для торговли церковной утварью. После октябрьских событий Святогорский монастырь превратился в очаг контрреволюции. В тайниках монастыря создавались запасы оружия, медикаментов, продовольствия для белоказаков и солдат генерала Краснова. Но, не смотря на это, в Святогорске была установлена Советская власть.



О том, что происходило здесь при установлении нового пролетарского правления, свидетельствует сохранившийся подлинный Акт расследования о злодеяниях большевиков, совершенных в 1918 и 1919 годах в Святогорском Успенском монастыре Изюмского уезда Харьковской губернии.

«В начале января 1918 года Великокамышевахский земельный комитет Изюмского уезда взял на учет имущество монастыря, имеющего в различных местах свои отделения (скиты) с хозяйством и различными мастерскими. Взяв на учет монастырское имущество, комитет начал немедленно ликвидировать его в свою пользу, беспощадно рубил лес. Таким образом, вывезен был весь запас хлеба а скот распродан. От пользования землей монастырская братия была устранена. Монахи, составляющие рабочую силу, подверглись принудительному выселению, и из 600 человек осталось меньше половины.

15 февраля в монастырь врывается вооруженная шайка человек в 15, как говорили местные крестьяне, преимущественно из изюмских милиционеров, требует контрибуцию в 15 тысяч рублей и, обходя кельи, отбирает все, что им нравится.

26 марта вновь появилась партия большевиков. Под предлогом отыскания оружия большевики направились в пещерные храмы, где вели себя кощунственно, входя в храмы в шапках, куря папиросы, переворачивая престолы и сквернословя. К этому же времени относится конфискация церковной утвари, эвакуированной в монастырь из церквей Волынской и Виленской епархий. Отобрание этих предметов, по показаниям свидетелей, производилось необыкновенно грубо. Священные предметы с ругательством втискивались в ящики, из дароносицы были выброшены Святые Дары и растоптаны тут же. После обыска большевики направились к настоятелю, потребовали церковное вино и тут же его выпили. К началу апреля относится зверское убийство монаха Ипатия, вышедшего за монастырские стены. По-видимому, он был ограблен и зарублен шашками бродячими большевистскими шайками.

В июне в скит при деревне Горожовке явились вооруженные грабители и потребовали от эконома скита монаха Онуфрия выдачи денег, вырученных от продажи монастырского имущества. Эконом заявил, что денег у него нет. Его вывели за ограду и тут же у ворот расстреляли.

В октябре 1918 года из села в село переносилась особо чтимая в местности икона Святогорской Божией Матери. Крестный ход остановился на ночлег в селе Байрачек. Здесь на помещение, занимавшееся духовенством, напала разбойничья шайка, взломала двери и выстрелами убила иеромонахов Модеста и Иринарха, иеродиакона Федота, проживавшего в том же доме псаломщика местной церкви, хозяина дома и его дочь. Пять трупов лежало у подножия иконы, стоявшей в луже крови. Денег у монахов не оказалось. Но не один мотив грабежа руководил разбойниками, судя по словам одного из них во время убийства: "Вы молитесь, чтобы Бог наказал большевиков".

Уже 1 декабря нового стиля явилась шайка вооруженных людей с требованием выдачи оружия, имевшегося для самоохранения монастыря. Оружие было выдано. Тогда ожидавшая результатов переговоров банда человек около 100 ворвалась в монастырь и приступила к грабежу монастырского и братского имущества. Из монастырской кассы похитили 7 тысяч рублей, у монахов отнимали одежду, обувь, белье, часы и прочее и все награбленное увезли на монастырских же шести лошадях, захватив при этом еще два экипажа.

2 января 1919 года, на 16 подводах приехали к монастырю красноармейцы числом до 60 человек. На груди и на винтовках у них были красные ленты. С гиканьем ворвались они через ворота и, обругав площадной бранью заведующего гостиницей монаха, избили его прикладом и рассеялись по корпусам монастыря. Начался грабеж с самыми невероятными издевательствами. В это время шло богослужение в Покровской церкви. Несколько красноармейцев ворвались в храм в шапках, громко требуя настоятеля и выдачи ключей от монастырских хранилищ. Было предъявлено требование о выдаче 4 миллионов контрибуции и отнято 4 тысячи денег, бывших в монастырской кассе.

Обыски, грабежи и издевательства шли одновременно во всех кельях. Разламывались и бросались на пол иконы, монахи принуждались курить и танцевать в коридорах.

Избитая, ограбленная и поруганная братия стала собираться во главе с архимандритом в храме для богослужения. Но и туда все время врывались красноармейские банды, в шапках и со свечами в руках, осматривая ноги молящихся и отнимая казавшиеся им годными сапоги.

К концу обедни в храм ворвалась новая банда красноармейцев. Один из банды, держа в руках ножницы, крикнул: "Стой, ни с места, подходи по очереди, буду стричь всех", - и немедленно отрезал волосы одному из монахов. Монахи пытались бежать. Другой красноармеец вбежал в алтарь, открыл царские двери и, стоя в них, закричал: "Не выходи, стрелять буду".

Храм был осквернен испражнениями у свечного ящика. Камни и образки с митр и икон - все было похищено. Все награбленное было вывезено из монастыря на 38 подводах. Во время управления большевиков по распоряжению Изюмского исполкома на Богородичанскую волость была наложена контрибуция в размере 80 или 85 тысяч. Богородичанский исполком потребовал в счет этой контрибуции 50 тысяч с монастыря. Братия собрала для уплаты этой контрибуции 10 тысяч рублей, а 5 тысяч было уплачено из монастырских сумм.

Весной 1919 года из Петрограда была прислана колония детей разного возраста до 18-тилетнего включительно, и расположена в двух монастырских корпусах. Колонией, численностью до 350 человек, заведует коммунист Полторацкий, ведя воспитание в соответствующем коммунизму духе. Все иконы из занятых корпусов удалены, посещение церкви запрещено.

Во время отступления своего в конце мая настоящего года большевики еще раз посетили Святогорский монастырь. Сначала явился какой-то военный и, называя себя генералом Шкура, требовал указать ему настоятеля, а затем вошла партия, потребовав 50 тысяч контрибуции.

Настоящий акт расследования основан на фактах, добытых Особой комиссией с соблюдением правил, изложенных в Уставе уголовного судопроизводства.

Составлен 17 июля 1919 в Екатеринодаре».

Довольно скоро новая власть перешла от разграбления монастырей к их своеобразному использованию. Декрет от 21 декабря 1920 года, требовавший, чтобы "прекрасные дачи и особняки были использованы под санатории и здравницы рабочих и крестьян", положил начало курортному строительству в стране. Непосредственно же идея превращения Святогорска, на редкость удачно сочетающего живописное местоположение и богатые природно-лечебные факторы, в здравницу, принадлежала товарищу Артему (Ф.А.Сергееву), работавшему в 1921 году председателем ЦК профсоюза горнорабочих. В честь этого государственного деятеля в сентябре 1927 года, на одной из высоких гор у Северского Донца открыт памятник, авторы которого скульптор И.П. Кавалеридзе и архитектор Г.В. Вербенко. Этот уникальный памятник высотою в двадцать семь метров был выполнен в кубистской манере.

После смерти Артема дому отдыха было присвоено его имя.

Но и при наплыве рабоче-крестьянской массы отдыхающих, меловой утес хранил тайны Святогорского монастыря. Много нашествий видел он на своем веку. Были годы разрухи, но были и годы созидания.

В 1698 году в лощине между гор, на берегу Донца был заложен Успенский собор. В июне 1858 года было дозволено строительство нового храма, так как старый был ветхим и не выполнял функций соборной церкви. Проектирование было поручено Алексею Максимовичу Горностаеву. Вдохновителем и непосредственным организатором строительства был архимандрит Арсений. Строился собор девять лет. Старый собор был переделан под часовню. Успенский собор представляет собой каменное, кубовидной формы сооружение, увенчанное пятью восьмигранными главами.



В толще кряжа в первом ярусе расположены пещерные сооружения и ходы, а на его вершине - надскальная часть Николаевской церкви и верхний павильон паломников – так называемая Андреевская часовня. Строительство Николаевской церкви относится к середине XVIII века. Этот храм без всякого преувеличения является шедевром украинского народного зодчества. Алтарная часть памятника вырублена в мелу, центральная часть - кирпичная, а с запада была пристроена деревянная колоколенка. Церковь вырастает из меловой породы, завершая своими тремя главами природный узор скалы. И действительно церковь вписана в скалу. Только западный фасад имеет четкие правильные формы. Северный и южный - врастают в меловую породу, а восточного совсем нет.

После открытия монастыря в 1844 году Николаевская церковь одной из первых восстанавливается и частично достраивается. Это привело к изменению ее архитектурного облика, смешению стилей XVII и XIX веков. Были переделаны оконные и дверные проемы, заложены цоколь, ниши, срублены элементы рельефного кирпичного декора. По своей конструкции церковь была трехглавой. Восточная малая глава высечена из мела, цоколь облицован кирпичом, карниз также кирпичный. Центральная глава двухъярусная, кирпичная с декоративною главкой над нею.



Купола восточной и центральной глав, а также декоративные главки выполнены в деревянных конструкциях. Западная глава до настоящего времени не сохранилась. Центральная глава и поддерживающие ее своды по формам близки к формам деревянных глав. Алтарная часть Николаевской церкви вытиснена в породе скалы и связана с лабиринтом пещер.

В честь возобновления монастыря был сооружен так называемый верхний павильон паломников расположенный на уровне куполов Николаевской церкви. Его более правильное название - Андреевская часовня. Верхний павильон представляет собой крытую беседку из нетесаного песчаника, сложенного в массивные столбы. Внутренние грани вытесаны и образуют сквозные арочные проемы. Возводится также система наружных подпорных стен, видовых площадок с ограждениями, лестниц и переходов.

Строится нижний паломничий павильон (пещерник), он почти примыкает к Успенскому собору с западной стороны и соединяется с помощью пещерных переходов с верхним павильоном. Отсюда начиналась Кирилло-Мефодиевская лестница, соединившая вход в пещеры и Николаевскую церковь. Лестница представляла собой крытую галерею украшенную различными религиозными изображениями Чтобы подняться по этой лестнице в меловую церковь, нужно преодолеть более 500 ступенек и пройти 16 переходных площадок, на которых- стояли скамейки и медные кружки, куда бросали свои пожертвования пришедшие богомольцы.

11 июня 1847 года архиепископ Харьковский Иннокентий предлагает построить теплую церковь с колокольней. Предложение принимается Святейшим Синодом. Покровская церковь, сооруженная по проекту Константина Тона в 1851 году, представляет собой каменное двухэтажное здание, покрытое листовым железом. Крытым переходом она соединена с домом настоятеля.

Это была центральная церковь, где находились монастырская ризница и библиотека. Отсюда начинался крестный ход на святое место. Была сооружена также монастырская гостиница из шести корпусов, где, кроме номеров для приезжих, находились женская больница, чайная, трапезная, амбар для вещей. Она попала на полотно Ильи Ефимовича Репина. В мае 1880 года он вместе со своим учеником В.А.Серовым возвращался с берегов Днепра, где собирал материалы для картины "Запорожцы" и, побывав в этих местах, написал этюд "Вид Святогорского монастыря на Донце". На нем изображен монастырь с меловыми горами на высоком берегу и точками пещер в них, а внизу, под горой, виднеется большое здание гостиницы.

В 1884 году на вершине самой высокой горы - Фавор сооружена была Преображенская церковь. Храм Преображения Господня был сооружен двухэтажным, весьма оригинальной архитектуры. Над изящной пирамидальной главой возвышался четырехгранный грушевидной формы купол. В ней служили только летом. Церковь была разобрана в советское время - необходимы были строительные материалы для электроподстанции дома отдыха Артема.

…Путник, достигший цели своего паломничества – Святогорской Успенской Лавры, осеняет себя крестным знамением и входит в ворота обители…

Третье тысячелетие. Жизнь продолжается. Северский Донец неустанно несет свои воды, подмывая высокий правый берег.

Нерушимо стоит на меловом кряже древний монастырь.

Поклон Святой горе.



Послание Святейшего Патриарха Алексия II в связи с присвоением Святогорскому монастырю статуса Лавры.

Его Блаженству, Блаженнейшему Владимиру, Митрополиту Киевскому и всея Украины, архипастырям, пастырям, монашествующим и пастве Украинской Православной Церкви Московского Патриархата.

Ваше Блаженство, возлюбленный о Господе Владыка Митрополит, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, досточтимый отец Наместник и братия Свято-Успенской Святогорской Лавры, всечестные отцы, многочисленные паломники, дорогие братья и сестры!

Более тысячи лет минуло с тех пор, как в Киевской купели наши предки восприняли "благое и легкое иго" (Мф.11,30) Христова учения, давшего возможность всем последующим поколениям и нам быть причастниками обновленной жизни. Вместе с христианством на Руси получило распространение и монашество.

На протяжении всего исторического бытия нашей Святой Церкви монастыри были и остаются доныне центрами духовного просвещения, хранителями православной веры, училищами благочестия, неложными путеводителями христианской жизни. Немало таких духовных твердынь Православия расположено в пределах Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Среди них Свято-Успенская Святогорская обитель занимает особое место.

С момента основания и до сего дня она находится под особым небесным покровительством Божьей Матери.

Несмотря на многие трудности и испытания, которые пришлось пережить монастырю за прошедшие годы, он, благодаря заступничеству Царицы Небесной, был и остается неодолимой духовной твердыней Православной Церкви.

Нашествие Батыя и Тамерлана, набеги крымских ханов, притеснения от римо-католиков и униатов в ХVI-ХVII веках, времена безбожных гонений в XX столетии - все эти испытания Свято-Успенская обитель мужественно перенесла, явив силу православного свидетельства и верность отеческому преданию.

Многое судил Господь пережить монастырю в минувшие годы. Но во все времена, вплоть до закрытия в 1922 году, его насельники, гармонично сочетая молитву и труд, следовали своему призванию и древним монашеским традициям. Они преобразили Святые Горы в благоухающий сад, исполненный плодов благодати Божией. На камне их веры воздвигнута Свято-Успенская Святогрская обитель - твердыня Православия, которую не смогли одолеть даже многолетние гонения, когда многие тысячи новомучеников и исповедников претерпели страдания и приняли смерть за веру и верность Христу. Лишь только Богу ведомо, для скольких людей Святые Горы стали местом встречи со Христом. Ныне Свято-Успенский монастырь переживает новый период своего бытия -двенадцать лет тому назад в нем вновь была возжена лампада, началось возрождение монашеской жизни, восстановление порушенных в прошлом святынь.

9 марта сего года Священный Синод Украинской Православной Церкви, принимая во внимание большое влияние Свято-Успенского Святогорского мужского монастыря на возрождение духовности Донецкого края и Востока Украины в историческом прошлом и в настоящее время, содействие объединению верующих вокруг Канонического Православия, постановил присвоить монастырю статус Лавры.

Утверждая это решение и поздравляя всех вас с нынешним общецерковным торжеством, посвященным провозглашению Свято-Успенского Святогорского монастыря Свято-Успенской Святогорской Лаврой, призываю всех вас возблагодарить Подателя благ Господа и Его Пречистую Матерь за дарованную духовную радость Торжества Православия.

Выражаю надежду, что Лавра, как и прежде, будет местом, где ищущая, алчущая и жаждущая правды Христовой душа человеческая сможет обрести чистый и неиссякаемый источник спасительной веры православной.

Верю, что, Богу содействующу, Свято-Успенская Святогорская Лавра попечением Высокопреосвященного Илариона, митрополита Донецкого и Мариупольского, трудами отца Наместника и братии будет способствовать дальнейшему возрождению духа и быта монашеского преемства, сохранению и приумножению древних традиций монашеского делания, укреплению Канонического Православия и духовному единению народа Божия.

Слава Богу, и в наше непростое время происходят события, которые достойны быть вписаны в церковную летопись. Свершившееся ныне торжество, явившее единство клира и паствы, убедительно свидетельствующее о верности Матери-Церкви, да будет для всех нас знамением твердой веры, непоколебимой надежды и искренней любви.

Молитвенным предстательством Царицы Небесной, попразднство Рождества Которой в эти дни совершает Церковь, да хранит Господь Свято-Успенскую Святогорскую Лавру и вас, собратья архипастыри, дорогие отцы, братья и сестры, на всех путях жизни и служения вашего!

АЛЕКСИЙ II,
ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ




"ЗАГОВОР"
Hosted by uCoz