ЭЧМИАДЗИН


Если вам посчастливилось бывать в Армении, то знакомство с историей, впечатления от свидания с этой своеобразной страной, несомненно, сделали вас богаче духовно. Удивительный проникновенный голос национального инструмента дудук созвучен горным пейзажам, древним храмам и бесконечно печальным глазам армян.

Без Армении мир неполон. Ее история, подробно и затейливо описанная средневековым книжником Мовсесом Хоренаци трудна, горька, обширна и поучительна. Натурам склонным к образному восприятию мира не помешает и знакомство с книгой Осипа Мандельштама «Путешествие в Армению». Такую книгу мог написать только очарованный своеобразием края настоящий поэт.

«Жизненное наполнение армян, их грубая ласковость, их благородная трудовая кость, их неизъяснимое отвращение ко всякой метафизике и прекрасная фамильярность с миром реальных вещей - все это говорило мне: ты бодрствуешь, не бойся своего времени, не лукавь. Не оттого ли, что я находился в среде народа, прославленного своей кипучей деятельностью и, однако живущего не по вокзальным и не по учрежденческим, а по солнечным часам, какие я видел на развалинах Зварднодза в образе астрономического колеса или розы, вписанной в камень?»

*

Духовным центром Армении всегда был и остается Эчмиадзин.
Слово это означает место, где сошел Единородный.
Есть и древнее название: Шохакат - источник света.
По преданию, святому Григору Лусаворичу (Просветителю) было видение: Христос в нимбе нисходит с небес и золотым молотом указывает место, где должна быть воздвигнута первая армянская церковь. Именно поэтому построенная затем церковь была названа "Эчмиадзином", что на армянском языке означает "Сошел Единородный", то есть Иисус Христос. Григорий Просветитель считается основателем армянской церкви, которая по христианскому вероисповеданию является одной из пяти древневосточных христианских церквей.

Эчмиадзин находится недалеко от Еревана. Это место, почитаемое армянами всего мира, так как здесь находится центр Армянской Апостольской церкви.

Эчмиадзин - прежнее название которого Вагаршапат - основан царём Вагаршем I (117—140) в первой половине II века на месте древнего поселения Вардгесаван. С 163 года, после разрушения римлянами Арташата, город стал политическим, культурным, а затем религиозным и просветительским центром страны.

Св. Эчмиадзин является историческим центром Армянской Апостольской Церкви. Здесь же находится Престол Верховного Патриарха-Католикоса Всех Армян. Кафедральный собор св. Эчмиадзина был построен в начале четвертого века, в 303 году, сразу после провозглашения христианства государственной религией в Армении.



Первыми проповедниками христианства в Армении стали в первом веке святые апостолы Фаддей и Варфоломей. Тогда же зародились первые христианские общины, которые распространялись во втором и третьем веках. Христиане часто подвергались гонениям, так как официальной религией армян считалось в те времена многобожие, приближающееся в какой-то степени к эллино-римской религии.

В условиях новых исторических и политических событий, а также благодаря проповедям Григория Просветителя, армянский царь Тиридат Третий принимает со своей семьей Крещение и христианство, провозглашая его в 301 году государственной религией.

Св. Григорий Просветитель был первым Патриархом Армянской Церкви, а ныне здравствующий Святейший Гарегин II является сто тридцать вторым Патриархом.

С самого начала и далее в течение многих веков св. Эчмиадзин являлся также центром армянской культуры и письменности. Здесь в начале V века (406 г.) св. Месроп Маштоц создал армянский алфавит и совместно с католикосом св. Сааком перевел св. Писание с греческого на классический армянский язык.

Многие поколения духовенства, жившие и творившие в св. Эчмиадзине, оставили после себя замечательные литературные и художественные произведения, являющиеся национальным духовным наследием. Здесь же развивались армянская литература, миниатюра, медицина, живопись, астрономия, богословие и философия.

В св. Эчмиадзине получил образование и создавал свои произведения классик армянской музыки, талантливый композитор архимандрит Комитас.

Св. Эчмиадзин неоднократно выступал защитником родины и народа, часто возглавлял национально-освободительные движения. Так было, например, в V веке, в 451 и 483 гг., когда Персия, напав на Армению, пыталась насадить в ней маздаизм (религию Зороастра) и навязать свое политическое иго. Армянский народ причислил к лику святых героя Аварайрской битвы (451 г.) полководца Вартана Мамиконяна.

Кафедральный собор св. Эчмиадзина был построен в традициях древнеармянского зодчества и представляет крестообразное центрально-купольное сооружение. В течение веков собор неоднократно подвергался реконструкциям. Значительные изменения в архитектуру собора были внесены в 484 г., в период правления князя Вагана Мамиконяна. В 1658 г. при Патриархе Пилипосе была возведена центральная колокольня у западной стены собора, в 1869 г. при Патриархе Геворке Четвертом с восточной стороны собора была пристроена его музейная часть.

Росписи внутри собора были сделаны в стиле школы художников Овнатанянов в XVIII веке, в период персидского владычества.



В VII веке недалеко от Кафедрального собора были построены монастыри св. Рипсимэ и св. Гаянэ (618 и 630 гг.), которые исторически связаны с Католикосатом св. Эчмиадзина и являются классическими памятниками достигшей своего совершенства армянской архитектуры.



*

Армяне — один из древнейших индоарийских народов. Предки армян переселились из Фракии в Малую Азию и 500 лет проживали в области позднейшей Каппадокии. Под нажимом киммерийцев и скифов армяне переселились в область современного Армянского нагорья, которое принадлежало тогда Урарту. В последующие века пришельцы и коренные жители постепенно слились в единую армянскую народность.

Армения - историческая область и государство между Каспийским и Черным морями.
В незапамятные времена суверенное государство, Армения затем была покорена ассирийцами, мидянами, персами, сирийцами, завоевана Александром Македонским, входила с состав царства Селевкидов. В 190 году до новой эры снова стала независимой, состояла из двух частей - Великой и Малой Армении. В 70 году до Рождества Христова была объединена в одно государство. В 63 г. римляне подчинили себе большую часть армянских земель, остальные поставили в зависимость. В III веке в Армении распространилось христианство. С 303 года Армения христианское государство. В 428 году Великая Армения была покорена персами. В 869 году вновь обрела независимость. В 1080 году часть страны подпала под власть греков, другая - турок. В 1472 году Армения перешла к персам. В 1522 году западная часть отвоевана турками. В 1828 году северная часть отнята Россией. В 1878 году Россия присоединила и часть Армении с Карсом и Батуми.

По последним данным исторической науки Армянский народ образовался в конце второго тысячелетия до новой эры на Армянском нагорье в результате постепенного слияния проживавших на нем издревле племен и их союзов. В течение длительного исторического процесса этногенеза одни из этих племен передали армянскому народу больше свой физический облик, другие - в основном традиции своей материальной или духовной культуры, третьи - преимущественно свой язык, который затем вобрал в себя многое из лексического богатства других племен - участников этого процесса.

Особенно важен вклад хуррито-урартских племен, как наиболее многочисленного и широко распространенного этнического элемента нагорья, который именно благодаря этому составил физическую основу находившегося в процессе становления народа.

В период падения Ассирии об Урарту, как об активной силе, уже ничего не слышно.
Это и понятно, ибо урартское государство к этому времени утратило былое могущество, распалось и находилось накануне гибели. Вместо урартов действуют армяне, которые вышли из своей колыбели и превратились в могучую силу. Происходит заключительный этап образования армянского народа - интенсивное распространение армянского этноязыкового элемента по всему нагорью. Распространение армянского этно-языкового элемента по нагорью внешне напоминает распространение урартов, имевшее место на этой же территории примерно двумя столетиями ранее. Однако тогда, в случае с урартами, результатом было лишь объединение территорий военной силой, в процессе чего население их не слилось в единый народ, а возникло лишь военно-политическое государственное образование, этнически весьма пестрое. Теперь же, наряду с неизбежным военным фактором, действовал еще более сильный народообразующий фактор - стремление населения обширной территории к объединению и консолидации. Предпосылкой возникновения этого фактора были, с одной стороны, цивилизующая сила урартского владычества, подвинувшая население по пути экономического и культурного прогресса, а с другой, - и в еще большей мере,— внутреннее развитие и созревание племен, приводившее к необходимости наладить тесные взаимные связи. В этих условиях наличие и активное распространение армяноязычного цементирующего элемента дало новый эффект: произошло не объединение, а слияние племен и народностей, при возобладании языка армянского, в единый народ. Разноязычное население нагорья, в том числе и сами урарты, постепенно привыкает к армянскому языку как к средству межплеменного общения, одновременно обогащая этот язык своей лексикой, а затем переходит к. употреблению только этого языка, который тем самым превращается в общенародный язык качественно новой единицы - армянского народа, образовавшегося из многих этнических компонентов. На этой основе складывается уже не государство древневосточного типа, этнически пестрое и удерживаемое лишь военной силой, а государство нового типа, основанное на идущих к сближению и слиянию этнических элементах и оказавшееся несравненно более жизненным.

Спустя 70 лет после падения Урарту в знаменитой Бехистунской трехязычной надписи персидского царя Дария I, относящейся к 520 году до нашей эры, в двух ее - персидском и эламском - вариантах упоминается страна Дрмина, название которой в третьем —вавилонском варианте надписи передано как Урарту (точнее Урашту, согласно фонетическим правилам вавилонского диалекта аккадского языка). Итак, Урарту превратилось в Армину. Если ранее Урме (в действительности произносилось как «Орме» или, «Арме») обозначало лишь один из уголков Армянского нагорья, то теперь происходящее от него название Армина применяется для обозначения территории Урарту, то есть большей части Армянского нагорья.

Таким образом, в 520 году до новой эры уже встречается упоминание армянского государства Армины, или, как именовали ее древние греки,— Армении. Однако, судя по ряду данных, оно возникло ранее, в начале VI века до нашей эры, заменив собой государство Урарту, поскольку территория последнего уже была вовлечена в процесс образования армянского народа.

Это армянское царство вышло на историческую арену в качестве союзника могущественной тогда Мидии. Но такой союз просуществовал недолго: Мидия стремилась овладеть наследием Урарту. Борьба завершилась в пользу Мидии, и Армения попала под ее верховное владычество с условием выплаты дани, предоставления военной помощи и отказа от сооружения укреплений. Территория Армении в этот период на юго-востоке была сопредельна с Мидией, а на северо-востоке достигала земель причерноморских халдейских племен. Подробные сведения об армянском государстве дошли до нас в предании, сохранившемся в историко-нравоучительном произведении греческого историка V—IV вв. Ксенофонта «Киропедия». Из него явствует, что это армянское царство оказалось столь сильным, что вскоре прекратило выплату дани и отказалось от прочих обязательств. В распоряжении армянского царя были огромные богатства, 40 тысяч пехоты и 8 тысяч конницы. Имени царя Ксенофонт не упоминает, но называет его сыновей - Тиграна и Сабариса, одного из военачальников — Эмбаса; при этом Тигран представлен однокашником и товарищем по охоте Кира, будущего основателя персидской Ахеменидской державы.

То обстоятельство, что эти сведения Ксенофонта имеют подлинную историческую основу, подтверждается параллельным преданием, сохранившимся в труде «отца армянской истории» Мовсеса Хоренаци, героем которого выступает Тигран, опять-таки друг и союзник Кира. Это предание донесло до нас и имя отца Тиграна армянского царя Ерванда Кратковечного.

Итак, хотя армянское государство, сложившееся на развалинах Урарту, далее попало под верховное владычество Мидии, а затем - под власть Ахеменидского Ирана, тем не менее, оно, имея устойчивую основу — консолидирующийся армянский народ, даже пребывая в составе упомянутых держав, сумело сохранить свое единство и территорию, вероятно, и правящую династию. Когда же при Дарии III Ахеменидская держава, уже с начала IV в. до н. э. вставшая на путь деградации и распада, пала под ударами Александра Македонского, то Армения восстановила свою независимую государственность.

Армения – первое христианское государство.

В 300 г. 33 кападокийских христианки скрывались в Армении от преследования римлян. Армянский царь Трдат воспылал страстью к одной из них, красавице Репсимэ. Девушка царя отвергла. За это Трдат приказал казнить всех беженок. После казни он тяжело заболел. А помог ему Святой Григорий. Он похоронил останки дев и исцелил царя. Благодарный Трдат принял Христово учение, а на месте казни христианок построили церковь. В храм Святой Репсимэ пары едут венчаться со всей Армении.



Летописцы сохранили много поучительных эпизодов ранней истории Армении. Сюжет подлинной трагедии в декорациях четвертого столетия. Персидский шах Шапур, например, на фоне непрестанных войн в 367 году пригласил армянского царя Аршака и одного из его воевод Васака Мамиконяна в город Ктесифон, якобы для заключения мирного договора. Армянская делегация прибыла в расчете на благоприятный исход переговоров. Вместо этого титулованных гостей персы вероломно схватили. Васак был немедленно казнен, а царь Аршак II брошен в темницу.

Армянское царство в очередной раз оказалось в чрезвычайно затруднительном положении безвластия. У царя был сын, но еще слишком юный для принятия решений. Царица же Парандзем не пользовалась достаточным авторитетом. Прежде чем стать женой Аршака, славившаяся редкой красотой Парандзем, была женой его племянника Гнела. Аршак обвинил Гнела в измене и велел казнить его без суда. Затем женился на его вдове, хотя уже имел жену, греческую царевну Олимпию. Парандзем скоро родила царю сына. Не желая делить супруга с другой женщиной, армянка постаралась отравить греческую соперницу. Но та была очень осторожной и никогда не вкушала непроверенной пищи. Лишь после восьмой попытки ее удалось умертвить отравленным вином, поданным во время причастия. Пользуясь безвластием в Армении, персидский шах Шапур двинул в сопредельные владения свою армию. Персы беспрепятственно взяли и разрушили до основания все крупные армянские города: Арташат, Вагаршапат, Ервандашат, Нахчаван, Заришат, Ван и Тигранакерт, перебили здесь всех взрослых мужчин, а детей и женщин угнали в Иран. Царица Парандзем с царевичем Папом заперлась в крепости Артагерс. Царевичу вскоре удалось бежать к римлянам, а царица с оставшимися ей верными подданными и 11-тысячным гарнизоном больше года, несмотря на жестокий голод и болезни, выдерживала осаду персов. В 369 году осаждавшим удалось взять Артагерс и овладеть всеми царскими сокровищами. Царицу Парандзем вместе с другими пленными угнали в Иран.

Для ее публичного поругания и унижения Армении шах Шапур устроил театрализованную церемонию: велел построить на площади своей столицы специальный деревянный крытый помост, на котором каждый желающий мужчина мог совокупиться с низложенной армянской царицей. Долго наслаждался зрелищем персидский шах Шапур.

Таким образом красавица Парандзем была замучена до смерти.
А в завоеванной Армении начались разрушение церквей и гонения на христиан. Подросший царевич Пап вскоре сумел вернуться с большим хорошо вооруженным отрядом римлян в родные земли и отвоевать их у персов. Он оказался решительным и хватким управителем, стал наводить порядок в своих владениях и договариваться о мирном соседстве с персами. В результате всех этих мер Армянское царство вновь усилилось. Однако независимая и самостоятельная политика Папа, в особенности его частые дипломатические сношения с шахом, не понравились римлянам. В 374 г. римский полководец Теренций пригласил Папа к себе на пир. Здесь прямо за столом армянский царь был зарублен римскими легионерами.

*

Христианство принесли в Армению сподвижники Христа, апостолы Фаддей и Варфоломей. Поэтому армянская церковь и называется Апостольской. В Армении раньше, чем где бы то ни было, христианство стало государственной религией. Во многом благодаря проповеди первого епископа Армении Григория Просветителя. Впоследствии он был причислен к лику святых, в память о нем Апостольскую Церковь называют еще Армяно-Григорианской. Строительство кафедрального собора начал первый епископ Армении Григорий. С тех пор Эчмиадзин стал духовным центром Армении, сердцем армянского христианства. Со временем, дабы нога смертного не запятнала места сошествия Единородного, был поставлен малый алтарь, или алтарь сошествия. Здесь отправляются службы, посвященные первому Патриарху Григорию Просветителю.
Для армян, даже неверующих, он - отец нации.

*

Армянская церковь - близка к православной, но влияние католицизма в ней очень заметно. Например, стены в армянских храмах украшают не иконы, а картины. Службу сопровождает орган. Заимствованы у католиков и некоторые элементы церковного облачения. Одежду для священников шьют в мастерской при Эчмиадзине. Расшитые ткани для праздничного облачения закупаются в Италии и Сирии. Эти - конические клобуки-таг характерны только для Армянской Церкви… В дни больших праздников в армянских храмах яблоку негде упасть. Людно бывает и на воскресных литургиях.

Крестятся армяне слева направо, как католики, но тремя перстами, как православные. Потом прикладывают руку к груди - так больше не делает никто. Армянская церковь наряду с коптской, эфиопской и сирийской относится к числу древневосточных ортодоксальных церквей. Поэтому порядок служения в них ближе к православному.

С 1962 г. Армянская Церковь состоит во Всемирном Совете Церквей и поддерживает связи с другими братскими церквями. При всей схожести между Армянской апостольской и Русской Православной церквями имеются существенные отличия. Они касаются догматики, особенностей богослужения и обрядов. Армяне, например, по большим праздникам приносят в жертву бычка, барана или петуха. Многие таинства в этих двух церквях совершаются по-разному.

У армян есть только крестные отцы, крестных матерей нет. Одновременно с крещением совершается миропомазание, по-армянски "дрошм", "печать". Для каждой части тела - своя молитва. К примеру, помазание ног сопровождается такими словами: "Печать сия Божественная да исправит шествие твое в Жизнь Вечную".

В Армянской церкви еще со времен Георгия Просветителя практикуются жертвоприношения, матах. Обычно в жертву приносят животных. Родился ребенок - обязательно сходи в церковь и попроси священника провести обряд. Если кто-либо из родственников умирает, то матах совершают за упокой души. В Эчмиадзине при церкви Святой Гаянэ имеется специальное помещение, где мясник закалывает жертвенных баранов и бычков. Другие христианские церкви считают матах пережитком язычества. Армяне с этим не согласны. Ведь мясо достается бедным, а кто как не Христос заповедовал любить ближнего.

*

В музее Кафедрального собора хранится коллекция произведений армянского церковного искусства XIV-XIX вв.: старинные рукописи, украшенные миниатюрами, иконы, образцы художественной вышивки, гравюры на меди и на серебре, большие церковные занавеси.



Наибольшую ценность представляют реликварии. Складень-реликварий «Хотакерац Сурб Ншан» (Святой Крест из Обители Хотакерац) под одним из прозрачных камней скрывает частицу Истинного Креста Господня. По легенде, упомянутой в «Истории Армении» Мовсеса Хоренаци, император Константин отправил свою мать царицу Елену за Честным Крестом, который и был ею обнаружен в 326 году. Уже тогда в Византии появились особой формы реликварии.



В другой складень помещена частица Ноева Ковчега. Сам этот реликварий датируется 1698 годом. На серебряных створках - чеканное изображение ангела, передающего святому Акопу Мцибинскому реликвию. По преданию, св. Акоп обрел частицу Ноева ковчега на горе Арарат. В 1768 году Екатерина II получила в дар фрагмент частицы Ноева ковчега, который был отломан от одного из углов реликвии. Императрица не осталась в долгу, и подарила тогда Католикосу Симеону I патриаршего двуглавого орла, украшенного драгоценными камнями.

Значительная часть ценностей была доставлена в св. Эчмиадзин беженцами из Западной Армении, спасшимися от геноцида 1915 г., развязанного Оттоманской Турцией. Св. Эчмиадзин располагает также ценной коллекцией древних армянских монет, армянских ковров и картин, являющихся произведениями как местных, так и зарубежных армянских художников.

Эчмиадзинский Кафедральный собор, один из древнейших в мире христианских памятников, которому приблизительно тысяча семьсот лет, отличается самобытным архитектурным стилем. В то же время это святыня и место паломничества для семи миллионов армян, проживающих как в Армении, так и за рубежом.

В 2001 г. Папа Иоанн Павел II привез в Армению мощи первого армянского Католикоса. Пятьсот лет мощи Святого Григория Просветителя хранились в Неаполе, а сейчас находятся в кафедральном соборе Эчмиадзина. Помимо Святого копья и мощей в Эчмиадзине хранится много других святынь, почитаемых во всем христианском мире. Многие из них вывезены из Турции после резни 1915 г. Самые драгоценные: фрагмент Ноева Ковчега, коленная чашечка Иоанна Крестителя, частица Древа Креста, на котором был распят Иисус, наконец, фрагмент тернового венца Спасителя.



Армения не раз теряла государственность. Поэтому церковь для армян - символ единения, и церковь всегда оставалась не только религиозным центром, но и центром науки, просвещения, поэзии.

Эчмиадзин и по сегодняшний день является духовной и национальной святыней армян. И как бы далеко от родины не жили армяне, хотя бы раз в жизни они стремятся побывать в Эчмиадзине. Сердце каждого армянина приковано к этому собору. Потому что отсюда исходит свет святого Григория Просветителя и апостолов Христовых, которые проповедовали христианство. Отсюда духовно окормляется весь армянский народ.

И каждый, кому посчастливится побывать в Армении, прикоснуться к святым ее местам, услышать подлинный голос дудука ощутит причастность к живой истории, к становлению человеческой цивилизации.




"ЗАГОВОР"
Hosted by uCoz