ГЕРБЛЁНЫЙ РАФАЭЛЬ


Геральдика в интерьере




Изображение гербов в самых разных видах и сочетаниях на старых живописных полотнах в общем не редкость. 
Их можно встретить на миниатюрах, фресках, гобеленах, монументальных храмовых и дворцовых композициях.



Собственно, именно рыцарский щит с изображенным на нем неким отличительным знаком владельца и есть первообраз и прародитель герба как такового.






Со времен раннего становления европейской геральдики установилась и традиция  изображения   на парадных портретах владетельных сюзеренов, представителей аристократических фамилий, рыцарей  и прочих разномастных титулованных дворян   присущих им родовых эмблем.

То есть вполне очевидна и логична связанность изображенной личности и герба как  неотъемлемой его части или даже подписи. Соединенность не требует дополнительных пояснений.



В замках и дворцах знати из поколения в поколение составлялись целые галереи с портретами предков и родословными деревьями увенчанными  затейливыми гербами.





Наднациональная живописная традиция довольно скоро сложилась в устойчивое правило или даже канон  и распространилась на все социально структурированное пространство от Португалии до Польши от средневековья вплоть до наших дней. В многочисленных герцогствах, княжествах, графствах одной только земли германской вполне законных гербоносцев насчитываются сотни тысяч. И укаждого своя вполне обоснованная многовековая замысловатая история и иконография.



Нередко  случались супружеские соединения весьма и весьма отдаленных территориально друг от друга  благородных семейств - и тогда под одной мантией или короной в марьяжном гербе  объединялись родовые эмблемы различных свойств и достоинств, и наследники династий в представителях мужеского пола обогащались благоприобретенными титулами и именами.


Италия не составляет исключения из общеевропейской традиции.
Однако в устоявшейся галерее типичных образов можно встретить и случай весьма неординарный. Один пример представляется достойным  специального  подробного рассмотрения.



ВАТИКАН 1513

Первая четверть XVI столетия, а если совсем точно – от начала новой, то бишь христианской, эры год 1513-ый, Ватикан, весна.
На место умершего семидесятилетнего Джулиано делла Ровере, римского папы  Юлия II, двадцать пять кардиналов избирают нового папу. Второй сын Лоренцо Великолепного Джованни Медичи становится папой римским Львом Х.
Своего двоюродного незаконнорожденного брата Джулио, сына Джулиано Медичи, новый предстоятель немедленно возводит в архиепископы Флоренции и кардиналы. Весьма предусмотрительно – потому что именно этот самый кардинал Джулио из семейства Медичи станет через десять лет папой Климентом VII. Избрание нового папы – всегда событие для католического мира. 

Король Португалии из пережившего разрушительное землетрясение Лиссабона шлет по этому случаю в Рим невиданный подарок - живого слона. 
Народ в восторге от сюрприза, напомнившего  о временах и нравах великого императорского Рима. Новоизбранный папа велит  художнику Рафаэлю безотлагательно написать портрет слона. И тот увековечивает подаренное африканское животное в полный рост альфреско.

В то же самое время на престолы Дании и Шотландии одновременно вступают новые короли.

В Москве митрополитом становится Варлаам, а великий князь Московский Василий, несмотря на беспрестанные войны за Смоленск с Литвою, призывает для перевода старых книг из  афонского монастыря Максима Грека.

Мартин Лютер в ответ на буллу Льва Х об индульгенциях составляет свои 95 тезисов.
Турецкий адмирал  Хаджи Мухеддин Пири составляет  полную карту морей и всех известных земель планеты.
Каноник Коперник вплотную приближается к обоснованию гелиоцентрической системы. 
Микельанджело  «одинокий как палач» возводит для покойников  славного клана Медичи  усыпальницу,  где увековечены  в мраморе блистательный Лоренцо и убиенный в базилике Санта-Мария-дель-Фьоре еще двадцать пять лет назад его брат Джулиано.




Именно в этот период невероятного расцвета  духовной составляющей  жизни европейского общества, названный позднее Возрождением, в Риме и других городах Европы активно работают признанные  мастера живописи, скульптуры и архитектуры Браманте, Леонардо да Винчи, Микельанджело Буанаротти, Тициан, Дюрер, Ботичелли, Рафаэль Санти.  Им покровительствуют в меру сил и амбиций  правители светские и папы римские,  хорошо осознающие, что гений художника способен не только на злобу дня возвысить значимость персоны, но и победить само непобедимое время.

Исходя из этого постулата, новоизбранный  папа Римский Лев Х, который всего более проявил себя в прежней жизни как участник и организатор роскошнейших увеселений, масштабных празднеств, банкетов и гуляний разного рода,  загодя заказывает изготовление своей пышной усыпальницы – дабы в мраморных надгробных изваяниях гарантированно одолеть бренность своего земного пребывания. 

Банкир и покровитель искусств Агостиньо Киджи в свою очередь расстарался на заказ целой виллы.

Патронируемый самим папой епископ Кутанса,  следуя духу времени и подражая размаху наместника святого Петра, для придания своему приходу и новому сану  пышности и значимости, тоже заказал картину и не кому-нибудь, а самому официальному  художнику папского двора Рафаэлю. И не тривиальный портрет захотел иметь свой, как почтенный Бальдасар Кастильоне, а нечто  значительное  и  на библейский сюжет. 

Уместен вопрос - кто же такой этот  епископ, который посмел обременять заказами и прошеньями своими художника папского двора и претендовать на выполнение   своего заказа? 



В 1513 году  епископом Кутанса был Адриен  ГУФЬЕ.

Сразу следует признать – род Гуфье весьма  знатен,  благороден и корни его почтенно обширны и  глубоки.

Зачинателем семейного благополучия в хрониках значится  Гийом Гуффье (ум. 1495) — камергер короля Карла VII, наместник Турени.  Первым браком женат был на сестре кардинала д'Амбуаза. Овдовев, вступил в брак с Филиппиной де Монморанси, умножившей  его имения и родившей ему трёх сыновей.

Старший сын, Артю Гуффье, руководил воспитанием юного графа Ангулемского, которому в 1515 году судилось взойти вместо умершего бездетного дяди на французский престол под именем Франциска I. Гуфье был обласкан своим воспитанником, назначен главным распорядителем королевского двора и направлен на заключение мирного договора по итогам войны Камбрейской лиги. Принадлежавшие ему Роанн и Буаси были преобразованы королём в герцогство Роаннэ. 

Младший Гийом - адмирал Франции, строитель порта в Гавре, к тому же фаворит Луизы Савойской.Погибнет в битве при Павии  в 1525 году.  

И еще Адриен Гуффье, - тот самый епископ Кутанса и Альби, позднее кардинал Буасси и великий милостераздаватель Франции (или в подлиннике Grand aumônier de France) — один из высших сановников Французской монархии. Он помимо всего прочего руководил Духовным домом короля Франции ( «Maison ecclésiastique du roi de France»).

Титул «Великий раздатчик милостыни Франции» был создан королем Франциском I. Имея священный сан епископа, реже кардинальский, Великий раздатчик милостыни обладал рядом важных привилегий, в том числе в его ведении был надзор за благотворительными организациями в Париже. Великий раздатчик милостыни был лично близок монарху, исполнял крещения и королевские браки, совершал обряд Святого Причастия. Этот пост по традиции принадлежал лишь нескольким  аристоркратическим семействам.



Три брата Гуфье - Артю,  Адриен и Гийом на витраже в Монморанси



Это важное в королевстве ФранцискаI место и занимал  средний сын королевского камергера Гуфье Адриен.

Правда  в 1513 году, когда он заказывал  картину художнику и архитектору папского двора, ему было 35 лет и был он лишь одним из епископов.

Но после того, как в 1515 году королевский трон занял  друг детства  Франциск I,  Адриен Гуфье незамедлительно стал кардиналом,  папскими легатом и Великим раздатчиком милостыни Франции.  И он в благоденствии и почете рассчитывал жить дальше долго и счастливо. Для этого у него было все, не хватало  лишь  картины Рафаэля.


Папа Лев Х и его  кузен Джулио Медичи архиепископ Флоренции, кардинал, будущий папа Климент VII


Рафаэль  действительно был плотно загружен работой непосредственно в Ватикане – в частности именно в 1513 году писал сразу несколько парадных вельможных портретов (в том числе и этот портрет папы с кардиналами) и  огромную «Мадонну» для алтаря церкви монастыря Святого Сикста в Пьяченце.  Художник долго отказывал, однако в итоге все же настойчивым и весьма влиятельным просьбам уступил, и в 1516 году мастерская Рафаэля изготовила-таки для Адриена Гуфье картину «Иоанн Креститель в пустыне указывающий на дерево, из которого будет сделан Крест».



ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ

Картин с Иоанном Крестителем  Рафаэль за последние годы уже создал несколько – после знакомства с живописной и композиционной манерой Леонардо во всех  изображениях святого  нетрудно заметить вполне узнаваемые ставшие классическими черты. Перст указующий в трактовке  Леонардо да Винчи искусствоведы до сих пор не смогли сколь-нибудь убедительно объяснить.

Уместно отметить, что именно в образе Иоанна Крестителя Жан Клуэ написал портрет взошедшего на престол молодого короля Франциска I. В этой интерпретации указательный палец правой руки пророка покоится на темечке ягненка или же агнца.

Рафаэль тоже поступал вполне логично и вполне продуманно – он палец пророка нацеливал точно на тот предмет, куда он и должен быть обращен – на дерево, в котором уже просматривается грядущий крест. Правда детально изображенная пышная растительность как-то не слишком вяжется с сюжетом – Иоанн Креститель вроде  как бы должен находиться в пустыне. Тем не менее – композиция эта в оговоренном размере на доске была осуществлена и доставлена заказчику.

Новый живописный Иоанн сохранил все атрибуты уже найденного образа, включая и свиток с текстом и выразительный жест.   



Этот «Иоанн Креститель в пустыне» – произведение особенное в своем роде уникальное, но не только и не столько  потому, что принадлежит кисти одного из признанных гениев эпохи.
Рафаэль умер молодым вскоре после написания этой картины. 
Папа римский Лев Х пережил его на несколько месяцев. Сменивший его голландский папа Адриан пробыл на троне совсем недолго, и вместо него был избран снова представитель клана Медичи – Климент VII. А тут и заказчик картины Адриен Гуфье в один год со своим братом адмиралом Франции скончался.   Клод Гуфье унаследовавший все имения бездетного дяди, жил еще долго и упокоился с честью в родовой усыпальнице в церкви Святого Маврикия в Уароне, где и родитель его  Артю Гуфье с 1519 года в мраморном саркофаге пребывал.

Стену усыпальницы за гробом мэтра  Артю Гуфье украшает вмонтированная знакомая композиция с Иоанном Крестителем и указующим перстом.
Это место расположения объясняет старания заказчика  получить от Рафаэля произведение именно подобного содержания. 
Уместно, возвышенно, достойно.
Однако, если к изображению присмотреться внимательно, откроются весьма неожиданные подробности.


Рядом с  миловидным ликом святого нельзя не заметить два пятна на фоне  тенистых кущей. Яркие эти детали явно не имеют никакого отношения ни к  пустыне, ни к каноническому сюжету картины.

Это достаточно отчетливо читаемые вполне чужеродные для евангельской темы весьма причудливые изображения. В которых даже не искушенному специалисту легко разглядеть ни что иное, как фамильные гербы. Два герба расположенные к тому же и не слишком симметрично. Рафаэль этих гербов яcное дело не писал. Никто из его  учеников тоже не  осмелился бы на такое усовершенствование  классической композиции.  Нет весомых оснований  подвергать сомнениям предположение, что сделано это было уже после смерти  и художника и кардинала в 1525 году, когда  все его имущество, а следовательно  и рассматриваемую пристально картину Рафаэля, унаследовал  Клод Гуфье. 

Надо признать, что в обширнейших собраниях лучших музеев Европы не найдется больше такого примера  использования живописных полотен гениев эпохи для размещения каких бы то ни было гербов. Пример этого Рафаэлевского Иоанна Крестителя с гербами поверх изображения можно признать уникальным.
Санкционировал ли папа Римский подобное использование творения художника папского двора наследниками кардинала,  или те по незнанию, а может быть и своенравия ради, поступили  вопреки установленным правилам – уже не узнать. Как не установить и того, кто именно  приложил руку и дополнил композицию Рафаэля.  Да это собственно и не столь важно. 

Интересно другое. Что же это за гербы? Почему они дорисованы именно на этом произведении?



КЛОД ГУФЬЕ, ЗАМОK УАРОН

Среди многочисленных замков Луары особняком стоит  в долине Монконтур, замок Уарон. Он менее других известен, хотя и был одним из важнейших центров Верхнего Пуату в эпоху Возрождения.



В начале царствования Франциска I, обширные земли Уарон отданы в наследственноe владение  семьи Гуфье, одной из наиболее древних в округе, уходящей корнями еще к XI веку. Самым известным представителем семейства становится тот, кто во славу короля строит замок Уарон и церковь Святого Маврикия:  старший сын Гийома Гуфье де Буасси, камергера короля Карла VII. В 1503 году ему, умудренному в науках  книгочею, философу и алхимику  доверяют обучать и воспитывать юного Франциска Ангулемского, который через 12 лет станет королем Франции.  С этого времени из-за особо нежного отношения короля  к своему воспитателю на Артура Гуфье и его братьев  распространяются различные почести и  сыплются материальные блага.


Jean Cloue. Artus de Boissy, Monsieur le Grand Maìtre de France, d.1519
Этот портрет Артю Гуфье, как и много других портретов членов семей близких королевскому двору, написал придворный художник Жан Клуэ, у которого именно в год восшествия Франциска I на престол родился сын Франсуа, будуший придворный портретист четырех королей.

Важной персоне при особе короля просто  необходим прекрасный дом, - так  из житейских надобностей появляется роскошный  замок Уарон. 

Сын Артура Клод, великий оруженосец Франции, получивший  титул маркиза де Буасси, графа де Молеврие, герцога де Роанэ, был по наследству просто сказочно богат и остался запечатленным в  устных и письменных преданиях как всесильный  граф де Караваз.

Жан Клуэ. Портрет Клода Гуфье

Это он придает Уарону великолепный внешний вид, сохранившийся до наших дней, в особенности большой галерее, украшенной огромными фресками в стиле школы Фонтенбло. Обстановка замка была настолько богата, столь роскошны в залах мебель, зеркала  и расшитые золотом гобелены, что имя Клода Гуфье не только в своей округе, но и за Луарой становится синонимом слова «богач». В его владение перешли от дяди Адриена кроме всего прочего и две небольших работы Рафаэля Санти, которые тот  якобы сам в свое время подарил могущественному кардиналу и папскому легату "в качестве вознаграждения за содействие его интересам в отношениях с королем Франции" - так называвемое "Малое Святое семейство" и "Церера".                                                                                                


Земельные владения  де Караваза так обширны, что  немало дней  требовалось  для их осмотра и пересеченья, в сундуках графа скопилось столько золота, что счет ему был потерян,  слухи о его неслыханных несметных богатствах нашли свое отражение  даже в знаменитых «Сказках» Шарля Перро: Кот в Сапогах  служит именно сказочно богатому  маркизу де Карабасу. Легко уловить созвучный намек на громкое реальное имя придворного любимца маркиза де Караваза. Не удивительно, что девиз избранный Гуфье как нельзя более подходил к самодостаточности замка:



"HIC TERMINUS HAERET" - здесь конец всего!





Подлинный шлем Клода Гуфье хранящийся в Метрполитен музее США


Нельзя не  упомянуть третьего представителя этой блистательной семьи, младшего брата Артура, Гийома.

Лучший друг детства короля  Франциска I, вместе с которым он воспитывался, Гийом стал адмиралом Франции, владельцем удивительного замка Бониве  и Кревкера, наставником дофина и его супруги, послом Франции и, наконец, главнокомандующим итальянской армией в 1523 году. Властный, отважный 36-тилетний Гийом Гуфье де Бониве  геройски погиб в битве при  Павии в 1525 году. Представитель владетелей Пуату с ХI века, разумеется, не мог не иметь  родового герба.


Золотой щит с тремя двойными чёрными узкими поясами (герб Гуфье).

Кардинальский герб Адриена Гуфье выглядит так.

Особым образом оформлен герб великого стольника короля Франции Клода Гуфье.

На величественном витраже в капелле Монморанси, запечатлевшем  отца Гуфье с тремя сыновьями,  изображены на нижней панели  семь гербов которыми  пользовались представители рода.


Начиная с достославного деда Гийома все рыцари Гуфье были членами ордена Святого Михаила, учрежденного еще королем Людовиком XI в Амбуазском замке в 1469 году.   Цепь со знаком этого ордена украшает  на витраже грудь Артю Гуфье облаченного к тому же  в парадный плащ расшитый родовыми гербами.


Золотая цепь ордена Святого Михаила вошла геральдическим элементом обрамляя щит в гербе Клода Гуфье.

Ее  нетрудно рассмотреть на фронтоне родовой церкви


на личной печати Великого оруженосца Франции.


На специально изготовленной для интерьера замка раме.

На личной памятной медали Клода Гуфье герцога Роаннэ Великого Стольника Франции

И разумеется на парадном мраморном бюсте.



Храброму воину, успешному политику и весьма изощренному администратору Клоду Гуфье  выпало на долю жениться многократно. Все пять его жен были разумеется аристократками высшей пробы. Однако  особо выделить стоит самую первую.  Как раз когда этот грешный мир оставляли один за другим Гуфье отец, папа римский Лев Х и оба родных  дяди,  Клод Гуфье во имя продолжения рода вступил в брак с представительницей не менее  древнего и славного рода маркизов де Тремуйль – красавицей  Жаклиной.  Ее  дед Жан де Тремуйль входил в состав отцов-основателей  ордена Золотого Руна. Их герб внесен в знаменитый гербовник Ордена.

Процесс  устройства герцогского бракосочетания совпал со всеми многочисленными хлопотами Клода Гуфье по наследованию обширнейших владений земель и замков. В том числе и замка Уарон.  Именно в этот период новый владелец решил  избавить себя от многочисленных папских представителей докучающих  доброму христианину просьбами  передать  Ватикану картину Рафаэля «Иоанн Креститель в пустыне указывает на дерево, из которого будет изготовлен Крест». По повелению Клода Гуфье  был призван местный живописец,  который  и  припечатал картину Рафаэля гербом законного владельца Клода Гуфье, как неоспоримым знаком собственности. В мастерах способных сделать это быстро и точно недостатка маркиз Гуфье явно не испытывал - если даже бегло посмотреть на огромные пространства стен и потолков его замка сплошь покрытые орнаментами, сюжетными фресками, росписями, золочением.

А когда невеста увидела картину с гербом жениха – ей в качестве свадебного подарка и знака особой благосклонности захотелось и свой родовой герб разместить на произведении выдающегося мастера. Чтобы в лучших традициях сословных браков оставить и парный марьяжный гербовый след. Художнику не удалось соблюсти равновесие композиции – второй супружеский герб дорисован несколько выше первого.

Но зато уже никто и никогда не усомнится в том, кому именно принадлежит это живописное произведение! 
Итак Иоанн Креститель стал сопровожден гербами супругов маркиза де Буасси Клода Гуфье и Жаклины де Тремуйль. Так изысканно демонстративно и замысловато применена и использована была изначальная функция герба – представить  принадлежность.

Следует отметить, что с первой женой Клоду Гуфье не слишком повезло,  детей не было, зато явились явственно ее далеко идущие планы стать как можно скорее вдовой, она была в сих злокозненных намерениях уличена и приговорена к заточению. У рыцаря воина и придворного Гуфье хватало сил и задора продолжать бракосочетаться до седьмого десятка, когда только его пятая супруга фрейлина Екатерины Медичи смогла по праву назваться вдовой  рыцаря ордена Святого Михаила. Тем не менее герб де Тремуйль на картине Рафаэля не стирался и не переписывался. Он остался рядом с ликом Иоанна Крестителя, остался неотъемлемой частью нашей истории.

Произведению Рафаэля 500 лет.  В подробнейших каталогах великого мастера Возрождения упоминания о ней отыскиваются не без труда. Числится «Иоанн Креститель» за Лувром. Есть у него и соответствующий инвентарный номер. 

Но не все так просто - и сегодня отмеченную гербами рода Гуфье  картину Рафаэля Санти можно увидеть сразу в двух местах - в зале Лувра,  и на стене усыпальницы в церкви Святого Маврикия в родовом замке Гуфье Уарон.

***

Есть такая официальная справка по этому экспонату.

Картина  Рафаэля Санти "Saint Jean-Baptiste dans le désert désignant la croix de la Passion" (135 x 142 cm) была написана около 1516 года по заказу Gouffier Адриен де Boissy, господина Бонниве, кардинала де Boissy. Затем ее поместил в церковь Сент-Морис замка Oiron его племянник Клод Gouffier, чей герб был добавлен в верхней части картины. Гербы Клода Gouffier и его жены Жаклин Tremoille дописаны вверху слева и справа от Иоанна Крестителя. В 1660 году граф де ла Фейяд, наследник Гуффье,  продал картину Людовику XIV. Работа была переведена с дерева на холст в 1777 году.



***

И особый интерес представляет  дальнейшая судьба  рода Гуфье,  заказчика этого произведения, оставившего гербовый след на творении Рафаэля.
После многих десятилетий славы и богатства так сложились к середине XVIII века обстоятельства жизни,  что мужская линия наследования иссякла, и дочь последнего Гуфье была отдана замуж за Шуазёля с непременным условием сохранить родовое имя.
  Род Шуазёль — тоже один из древнейших и знаменитейших во Франции.
Родоначальник его Райнер де Шуазёль, владел обширным феодальным леном Шуазёль в графстве Лангрском еще в 1060 году. Впоследствии фамилия Шуазёль разделилась на множество ветвей, из них главных было девять.
В 1771 году последний из маркизов Гуфье выдал свою дочь  Аделаиду Марию Луизу Гуфье  за девятнадцатилетнего дипломата, графа Мари-Габриэля де Шуазёля-Бопрё , который, получив прекрасное образование, увлекся археологией, историей и живописью.  До революции служил французским посланником в Константинополе, параллельно собирая и описывая древнегреческие древности.  В 1791 году под натиском революционной действительности Шуазёль, сменивший фамилию на Шуазёль-Гуфье, выехал вместе с семьёй в Россию, где был императрицею Екатериной II назначен президентом Императорской Академии Художеств. Известный художник Александр Рослин, приглашенный в Стокгольм шведским королем для написания портретов королевской семьи, был затем вызван и в Петербург, два года обретался при дворе, выполняя заказы царицы и высшей знати. Благодаря этому остался увековеченным и маркиз Шуазёль в первый период его российской придворной карьеры, которая продлилась, впрочем, недолго.


Обилие тщательно прорисованных старых бумаг и документов в руках призвано подчеркнуть сферу деятельности и увлечений маркиза. Он удачно вписался в контекст придворной иерархии и не без пользы для себя заведовал архивами императорской библиотеки.

В 1804 году сразу после возрождения империи верноподданный Шуазёль вернулся во Францию, оставив впрочем семью под российским покровительством.

Сын графа Антоний Людвиг Октавий Шуазёль-Гуфье (1773—1840) осел в Литве в пожалованных отцу имениях,  женат был дважды, первая жена Виктория Станиславовна Потоцкая  родила сына и дочь, затем вышла замуж за  генерала Бахметева; вторая жена графиня Софья  Тизенгаузен-Шуазёль-Гуфье,  фрейлина императорского двора, оставила известные мемуары о жизни при дворе императора Александра I.
Внук, Эдуард Октавиевич де Шуазёль-Гуфье (1802—1827), полковник лейб-гвардии Гусарского полка был женат  на княжне Варваре Григорьевне Голицыной, умер молодым;   внучка — Матильда Октавиевна Шуазёль-Гуфье  (1806—1867) вышла замуж за князя Сергея Даниловича Кудашева, который стал Киевским гражданским губернатором и похоронен в Киево-Печерской Свято-успенской Лавре. У Матильды Кудашевой-Шуазёль-Гуфье были дети. Сын князь Сергей Сергеевич Кудашев — статский советник православного вероисповедания, и дочь Александра Сергеевна - мать русского религиозного философа Н.А. Бердяева. Внук Александр Сергеевич Кудашев был профессором политехнического института и создателем первого русского летательного аппарата, самолета-биплана с бензиновым двигателем. Он был женат на графине Екатерине Васильевне Толстой, урожденной графине Стенбок-Фермор, его сын, названный в честь деда, погиб молодым, а вдова его стала женой Ромена Роллана.

Род графов Шуазёль-Гуфье записан в V часть родословной книги Ковенской губернии.

Голубое поле разделено на четыре части двумя широкими золотыми полосами, одною горизонтальною и одною перпендикулярною. В 1-й и во 2-й частях по пяти, а в 3-й и 4-й частях по четыре золотых гонта (фр. billetes) — герб Шуазёлей. В центре малый золотой щиток с тремя двойными чёрными узкими поясами (герб Гуфье).  Графы Шуазёль-Гуфье покрывают щит графской короной, а весь герб французской пэрской мантией (горностаевой на голубом подбое и с золотыми кистями), и пэрской шапкой, голубого цвета, с тремя белыми перьями.




***

Удивительнее же всего, что мы имеем возможность прикоснуться к материальному воплощению надреальных генеалогических  нитей  связывающих столь далекие, казалось бы, друг от друга 1513 год, эпоху Возрождения, графство Пуату, Ватикан  и наши дни, Киев, Караваевы дачи, коллекцию печатей. В сфрагистическом отделе собрания коллекций Музея в Киеве хранится редкостный экспонат – бронзовая матрица кабинетной печати с объединенными под одной мантией гербами князя Кудашева Сергея Даниловича и графини  Шуазёль-Гуфье.


***

*



"ЗАГОВОР"